Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
29. После собора. Годы последних надежд: 1667—1670
Феодор, который, несмотря на свое покаяние перед собором 1666 года, через
несколько месяцев после этого снова принялся за борьбу с новым обрядом. 21
февраля 1668 года он был осужден церковными властями и 25 февраля в Москве на
Болоте ему отрезали язык и сослали в тот же Пустозерск. Никифор вскоре умер,
а остальные четверо просидели в заключении четырнадцать лет и вышли из
тюрьмы только в 1682 году, чтобы взойти на костер. За эти четырнадцать лет узники
проделали колоссальную работу по обоснованию и распространению старой веры.
Крошечный форт на берегу арктической реки Печоры благодаря этому превратился
в духовную штаб-квартиру старообрядчества, из которого вышло большинство
сочинений защитников старой веры в ранние годы церковного раскола.
Лазарь и Аввакум сначала сосредоточили все свои усилия на переубеждении
царя и престарелого, хотя и нового патриарха Иоасафа. В двух челобитных,
написанных в феврале 1668 года, одной на имя царя, другой на имя патриарха,
Лазарь еще раз изложил все аргументы в пользу старых книг. Не отдавая себе
отчета, что все его доводы уже хорошо известны, он еще раз повторял основные
темы своей челобитной, уже осужденной собором и разобранной Симеоном
Полоцким в его "Жезле Правления". Еще раз этот старый священник требовал
в своих посланиях Божьего суда и нового разбора своей челобитной. Он
высказывал уверенность, что сто тысяч русских людей готовы пострадать за веру и что
несмотря на то, что Антихрист угрожает Руси, Третий Рим все же этому злому
"иному роду не достанется"153. Но, к негодованию педантичного книжника,
охрана узников переслала в Москву его челобитные только через два года, да и то
они попали не в руки царя и патриарха, а к чудовскому архимандриту Иоакиму,
будущему патриарху.
Аввакум, в противоположность Лазарю, был больше психологом, чем
систематиком аргументации и поэтому прежде всего старался воздействовать на
чувства своего бывшего друга по боголюбческой братии. В большой челобитной,
написанной в 1669 году, он отрицал, что он и его союзники заслужили имя еретиков и
отлучение от церкви, и логично писал, что если их считают за раскольников, то
за таковых следовало бы считать и всех бывших русских патриархов и государей,
которые держались старорусского обряда. В его глазах главная ответственность за
решения церкви лежала на самом царе: "Воистину царь государь, глаголем ти:
смело дерзаете, но не на пользу себе. Кто бы смел рещи таковыя хульныя глаголы на
святых, аще бы не твоя держава попустила тому быти?"154 Как всегда в Аввакумо-
вых писаниях, в письмах к царю чередовались ласковые и грозные обращения.
"Один ты у нас царь на сем свете", "да благословит тя Господь", "прости
Михайлович свет"— такие выражения идут вслед или перед словами вроде: "Аще же не
обрятитеся то вси погибнете вечно". Все же общий тон его писем царю был еще
сдержан и осторожен, чтобы не задеть самолюбие монарха. Чтобы сильнее
повлиять на него, протопоп рассказывал ему свои видения. В одном из них Аввакуму
виделось, что Бог вместил в него небо, землю и всю тварь. И, ссылаясь на это
видение, протопоп с гордостью пророка обращался к царю: "Видишь ли,
самодержавие? Ты владеешь на свободе одною Русскою землею, а мне Сын Божий
покорил за темничное сидение и небо и землю". В другом видении Аввакум видел
будущие язвы царя и отчасти исцелял их; рассказывая об этом, пустозерский
153 Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 252, 266; ЛЗАК. Т. 24. С. 53—67.
154 Аввакум. Сочинения... С. 758.
237