Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
да. Отряд стрельцов под командой стряпчего Волохова был направлен к берегам
Белого моря, чтобы отрезать снабжение монастыря с материка. Но Волохов со
своим небольшим отрядом, конечно, не мог ни серьезно отрезать пути снабжения,
ни осадить монастырь. В это время в монастыре было уже не менее 500—600
боеспособных монахов и их сторонников149. Большинство из них имели военную
тренировку, так как монастырь всегда считался важной крепостью, и поэтому
Волохов избегал даже небольших стычек с защитниками монастыря и не
приближался к стенам крепости150. Сопротивление братии длилось почти восемь лет, и
только в 1676 году правительство смогло, да и то благодаря измене, одолеть со-
ловчан. Несмотря на такое открытое сопротивление решениям собора, в течение
почти всего времени осады монахи продолжали молиться за царя и не
переставали утверждать, что они борются только за старый обряд, а не против царской
власти. Все же в самые последние годы осады настроения части соловецких
защитников стали резко радикализироваться.
Почти такую же позицию занимали в конце 1660-х годов и сосланные в Пу-
стозерск нераскаявшиеся на соборе "мятежники церковные". Во всяком случае
Лазарь, Аввакум и Епифаний продолжали посылать царю челобитные, все
надеясь ими убедить государя вернуться к старой вере. Высказывания таких иерархов,
как митрополит Павел, который во время убеждений дьякона Феодора заметил,
что стоит за новые книги только чтобы не перечить воле Алексея Михайловича
и не вносить раздор в церковь, могли, конечно, только укрепить в их душах
уверенность, что достаточно было бы одного слова царя, чтобы решить в
желательном ими смысле спор об обряде.
Благодаря случайной ссылке в Пустозерск вождей сопротивления этот
маленький поселок на краю северной тундры стал идеологическим центром
борьбы за старый обряд. Если Соловки вдохновляли старообрядцев своим примером
бесстрашного вооруженного сопротивления, то Пустозерск снабжал всю Россию
идеологическими писаниями, и шедшие оттуда бесконечные послания,
трактаты и челобитные поддерживали веру и надежды всех тех, кто не хотел и не мог
отказаться от старой русской церковной традиции. В это время население Пусто-
зерска состояло всего лишь из нескольких десятков семейств151, но несмотря на
свое положение на краю у Полярного круга, этот, казалось, заброшенный
поселок был в то время важным пунктом путей сообщения. Через этот острог шел путь
из Северной России в Сибирь и из Соловков на Урал. Военные, миссионеры,
купцы, переселенцы и ссыльные постоянно появлялись в этом приполярном русском
поселке, принося туда сведения изо всех частей страны и облегчая связь с
Москвой и центральными областями.
Первые четыре узника прибыли туда 12 декабря 1667 года. Это были Лазарь,
Аввакум, бывший соловецкий монах Епифаний, подавший в конце 1666 года
челобитную царю против нового обряда, и арестованный патриархами Паисием
и Макарием симбирский протопоп Никифор. Перед ссылкой они были еще
добавочно отлучены от церкви152. К этим четырем вскоре присоединился дьякон
149 АИ. Т. IV. С. 538.
150 АИ. Т. IV. С. 532; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке.
Магистерская диссертация. С. 260.
151 Платонов С.Ф. Смутное время. Прага, 1924. С. 10—11; Смирнов П.П. Города Московского
государства первой половины XVII века . Т. 1. Киев, 1917. С. 73—74.
152ЛЗАК. Т. 24. С. 14; Аввакум. Сочинения... С. 210, 710; Епифаний. Житие. Л. 250; Материалы
для истории раскола... Т. II. С. 181.
236