Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава У. РАСКОЛ
ними харатейными словенскими книгами. Ниже со вселенскими [то есть
греческими] святейшими патриархи о том советоваша и ниже совопросишася с ними "п\
Этим нелепым заявлением греческие патриархи и их советники Дионисий и
Лигарид сами расписывались в своем полном невежестве в вопросах
исторической литургики. Они совершенно не отдавали себе отчета в том, что двуперстное
знамение и прочие обрядовые разногласия русской церкви с греческой XVII
века были гораздо старше новогреческих и восходили к ранневизантийским
образцам, введенным на Руси самими греками еще в XI веке. Сами же заключения
собора стали ныне свидетельством не русской отсталости, а печальным памятником
греческой заносчивости и забвения ими своего собственного старого предания.
Постоянное упоминание, что деяния собора были делом греков —"толкуем же мы,
два патриарха [русский патриарх Иоасаф ими, видимо, не принимался во
внимание] сие правило", — к счастью, хотя бы частично снимает ответственность с
русского епископата за всю нелепость и злобу этих постановлений.
Осуждение сторонников старого обряда было сформулировано в не менее
оскорбительных и канонически нелогичных фразах, которые били не только по
русским традиционалистам, но и по патриарху Константинопольскому Паисию
и созванному им в Константинополе собору. Ведь патриарх Паисий, касаясь
унификации обряда, ясно писал еще в 1655 году:
"Не следует нам и теперь думать, будто извращается наша православная вера,
если кто-нибудь имеет чинопоследование несколько отличающееся в пунктах,
которые не принадлежат к числу существенных членов веры, лишь бы он соглашался с
кафолической церковью в важных и главных ".
Вместо того чтобы последовать этим мудрым словам
константинопольского решения 1654 года, патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохий-
ский проявили еще больше узости и пристрастности к обрядовым различиям, чем
русские защитники старого устава. Они не только выступили на защиту
никоновских "реформ", но на заседании 13 мая 1667 года осудили сторонников старого
обряда настолько строго, что этим сами возвели обрядовые детали на
догматическую высоту. Они называли русских традиционалистов, отказавшихся от этих
новшеств, непокорниками и даже еретиками и отлучали их от церкви жестокими и
мрачными постановлениями:
"Ащели же кто не послушает, повелеваемых от нас [постановлений в обряде] и
не покорится святей восточней церкви и сему освященному собору, или начнет пре-
кословити и противитися нам, и мы таковаго противника данною нам властию от
всесвятого и животворящагоДуха,—ащели будет от освященного
чина,—извергаем и обнажаем его всякого священнодействия и проклятию предаем. Аще же от
мирского чина, отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святого Духа, и
проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника и от православного всесочленения
и стана и от церкве Божия отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду
покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием и пребудет в
упорстве своем до скончания своего, тот да будет и по смерти отлучен, и часть его
и душа его со Иудою предателем и сраспеншими Христа жидовы, и со Арием и с
прочими проклятыми еретиками. Железо, камении и древеса да разрушатся и да
растлятся, а той да будет не разрешен и не растлен и яко тимпан во веки веков. Аминь "126.
Там же. С. 221.
Там же. С. 219—220.
230