Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
28. Собор патриархов 1666—1667 годов
Аввакума; дьякона Феодора, который раскаялся в своем отказе от защиты
старого обряда, убежал в леса, снова начал борьбу с "никонианством", но был
арестован; инока Епифания, соловецкого монаха, ушедшего уже в 1658 году из
Соловецкого монастыря и теперь подавшего царю книгу изобличений нового обряда;
старика Никифора, привезенного патриархами из Симбирска в столицу, и отца
Лазаря. Лазарь уже раз предстал перед судом патриархов в декабре 1666 года, но
тогда он ошеломил их предложением определить правоту старого и нового
обрядов Божьим судом на костре. "Повелити ми идти на судьбу Божию во огонь",—
заявил он. Если он сгорит, говорил Лазарь, то, значит, новый обряд хорош, если
же уцелеет, то, значит, старый обряд был истинным православным обрядом. Не
ожидавшие такого аргумента патриархи отложили тогда суд над ним до более
позднего времени110.
Все эти пять, или вернее четыре, так как на этот раз Феодора еще не успели
доставить на собор, сторонника старого обряда оказались чрезвычайно
упорными. Уговоры их длились недели и месяцы. Только 17 июня они предстали перед
собором. Присутствие на суде нелюбимых ими греческих патриархов делало
споры еще более резкими и безнадежными. "Много от писания говорил с
патриархами. Бог отверз уста моя грешная, и посрамил их Христос устами
моими",—писал потом в Пустозерске протопоп111. Не менее откровенны и резки в своих
мнениях были и другие оппозиционеры. Все четверо были отлучены от церкви.
Тем не менее по настоянию царя уговоры упорных "мятежников церковных"
продолжались еще полтора месяца. В уговорах Аввакума принял участие и сам
Неронов, не решившийся порвать с матерью-церковью, но упрямый и
непоколебимый протопоп не поддался никаким увещеваниям112. Только 26 августа их
судьба была решена: все четыре были приговорены к ссылке на дальний север России,
в Пустозерск. Кроме того, двое из них должны были подвергнуться добавочной
"казни" отрезания языка. Это были Епифаний и Лазарь. Аввакума царь пощадил
по старой дружбе и по настоянию царицы113. Старик Никифор избежал этого
наказания ввиду своего преклонного возраста. На следующий день, 2 августа,
наказание было приведено в исполнение. "Отцу Лазарю до вилок язык вырезан и
старцу Епифанию такожде. И егда Лазарю язык вырезали, явися ему пророк
Божий Илиа и повеле ему о истине свидетельствовать. Он же выплюнул изо уст
своих кровь и начал глаголати ясно и бодре, и зело стройне. Десная же рука бысть в
крови, он же ею благословляше люди Божия", — так описал эту сцену Аввакум114.
В тот же день всех четырех увезли из Москвы в Пустозерск.
Пока шли уговоры четырех нераскаявшихся защитников старого обряда,
собор занялся теоретическим обоснованием нового устава и рассматриванием
всего комплекса разногласий между старой русской церковью и греками. Как и
следовало ожидать, этот новый пленум собора, целиком находившийся в руках
греческих патриархов и греческих организаторов, принял все никоновские
нововведения, проведенные в соответствие с новогреческой практикой и
новогреческими богослужебными текстами115. На своем заседании 13 мая 1667 года со-
т Там же. Τ VI. С. 244.
111 Аввакум. Сочинения... С. 206.
1,2 Там же. С. 709.
113 Там же. С. 53; Житие протопопа Аввакума... С. 260.
114 Аввакум. Сочинения... С. 705.
115 Материалы для истории раскола... Т. II. С. 210 и ел.
227