Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
27. Русский собор 1666 года
привозятся из Сибири в Москву. Некоторых из них в ожидании собора сразу же
ссылают на Север, чтобы предупредить усиление сил сопротивления иерархии в
Москве57. Из Мезени было легче и скорее их привезти на суд собора, чем из
далекой и дикой сибирской окраины. В декабре того же года были арестованы
дьякон Феодор и поп Никита Добрынин58. Преждевременная смерть позволила Спи-
ридону Потемкину избежать позора тюрьмы. Другие "мятежники церковные", как,
например, игумен Сергей Салтыков, дьякон Феодор, бывший соловчанин старец
Герасим Фирсов, архимандрит Антоний, юродивые Авраамий, Федор и Кипри-
ан и многие другие, были задержаны и посажены под наблюдение. В начале 1665
года в Вологду был сослан и старик Неронов59. Из всех видных вожаков "мятежа"
только энергичный, но осторожный игумен Досифей, всю свою жизнь всегда
ухитрявшийся избежать ареста, остался на свободе.
Одновременно с этой расправой с оппозицией шли поспешные
приготовления к собору. Два видных восточных иерарха—патриархи Дионисий
Константинопольский и Нектарий Иерусалимский,—долго старавшиеся примирить царя с
Никоном, предпочли уклониться от суда над своим собратом. Два других, более
покладистых и, может быть, более нуждающихся патриарха, сам бывший друг
Никона Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский дали свое согласие, но
прибыли в Москву только в самом конце 1666 года. К сожалению, главными
помощниками царя по созыву собора были морально крайне непочтенные
представители греческой и западнорусской церкви, которые вряд ли что-либо понимали
в духовной подкладке русского кризиса, но зато при условии должной оплаты
были готовы делать все, что им будет приказано. Главным воротилой собора был
митрополит Газский Паисий Лигарид, скрывший от царя и русских церковных
властей, что его глава патриарх Иерусалимский лишил его самого сана за темные дела
и отрешил его от служения. "Его многие вины и прегрешения" были столь
постыдны, что патриарх Иерусалимский даже постеснялся писать о них царю,
когда узнал, что Паисий играет важную роль в Москве60. Помимо своих низких
моральных качеств Лигарид и по своим религиозным убеждениям, если они у него
вообще были, и воспитанию совсем не подходил для роли судьи в русской
церковной распре. Он учился в Италии, стал католиком, был дьяконом при папе
Римском, снова перешел в православие и мало считался с духом восточной церкви61.
Патриарх Константинопольский Дионисий всегда полагал, что Лигарид снова
уйдет в Рим, считал его за ренегата и проходимца и писал, что Лигарид "папежник,
и лукав человек... и рукоположенник папин"62. Другой греческий воротила собо-
57 Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 294—295.
58 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II. С. 792.
59 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 211.
60 Письмо патриарха Досифея царю от 1669 года см.: ЗОРИСА. 1862. Т. II. С. 601—602.
Митрополит Паисий Лигарид родился в Сио ок. 1612 года. В 1626—1642 годах он учился в римской
"греческой" семинарии и в Риме же был рукоположен во священники униатским митрополитом
Рафаилом Корсаком. Там же, в Риме, он опубликовал два своих богословских труда. Между 1652 и 1656
годами он был хиротонисован во епископы патриархом Иерусалимским, который уже в 1657 году
изверг его из сана и отлучил от церкви, после чего Паисий уехал в Валахию и Польшу. Никон, не зная
ничего об отлучении Паисия и услыхав об его блестящих богословских способностях, пригласил его
через Арсения Суханова приехать в Россию, но Паисий попал туда только в 1662 году (см.: Palmer W.
Op. cit. Vol. III. P. II). Вселенский патр. Мефодий тоже проклял Лигарида.
61 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II. С. 5-6.
62 Там же. ТА. С. 103
215