Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
26. Церковная смута 1658—1666 годов
всем Крайнем Севере страны, но и с его богатыми ресурсами, которые так часто
были нужны самой Москве51.
Таким образом, уже до собора 1666—1667 годов, решившего дальнейшие
судьбы русской церкви, наметились главные центры "стояния за старую веру". Это,
конечно, прежде всего была сама Москва, где всем попыткам правительства
подавить "мятеж церковный" сопротивлялись многочисленные круги духовенства,
посадских людей и купцов и сравнительно небольшой кружок аристократии
вокруг боярыни Морозовой. На восток от Москвы население среднего течения
Волги и впадавших в нее рек с центрами в вязниковских, краснораменских и
костромских лесах почти сплошь было против "никоновских реформ", и здесь движение
приобретало наиболее опасный характер. На Севере очаги "староверия" были по
преимуществу между озером Онегой и Белым морем. Сибирь со времени
проповеди там Аввакума и Лазаря тоже была церковно очень неспокойной. Даже на юге,
в Астрахани, где в 1661 году были задержаны три миссионера "старой веры"52, и
на Дону, куда стекались не ладившие с властями элементы, церковное
"шатание" и недовольство иерархией сказывались все больше и больше. Но до тех пор,
пока у населения и духовенства были надежды, что царь и иерархи "образумятся"
и "исторгнут злое и пагубное учение", смута в церкви еще не нарушала ее
канонического единства.
27. РУССКИЙ СОБОР 1666 ГОДА
События 1664 года показали, что царь и церковь быстро теряли контроль над
массами русских верующих людей. Аввакум и его единомышленники, несмотря на
все уговоры властей, не покладая рук вели пропаганду в Москве и почти что во
всех областях России. Морелыцики и другие радикалы духовного пессимизма,
презирая и отрицая всякий авторитет светской и церковной иерархии, доходили до
последних крайностей религиозной анархии и изуверства. Наконец, даже сам
бывший патриарх Никон, сделав в декабре попытку самовольно вернуться на престол,
еще больше запутал положение в церкви. Становилось ясно, что дальнейшие
колебания и отсрочки собора могли бы привести страну и церковь к полному
развалу и что правительство не может больше терять времени. Быстрые и крутые
решения стали неизбежными.
Первой жертвой перемены тактики правительства оказался слабый и
нерешительный митрополит Питирим Крутицкий, который 5 августа 1664 года был
отрешен от руководства центральным церковным управлением и Московской
епархией и переведен в Новгородскую митрополию53. Церковь временно осталась
без иерархического возглавления, а на место блюстителя Московской епархии был
назначен образованный, жесткий и решительный администратор архимандрит
Чудова монастыря Павел. 22 августа того же года он был хиротонисован во
епископы и поставлен во главе управления центральной и важнейшей Московской
епархии с не вполне ясным, но удобным саном митрополита Сарского и Подон-
ского. Благодаря тому, что его резиденция находилась на Крутицком подворье,
51 Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке . Магистерская
диссертация. Второе исправленное издание. Кострома, 1889. С. 135; Материалы для истории раскола...
Т. III. С. 42.
"ДАИ.Т. IV. С. 243.
53 Гиббенет Η.Α.Ύ. I. С. 252.
213