Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
26. Церковная смута 1658—1666 годов
никах некий "малый Сенька"42. А из Вологды в марте 1666 года производивший
там расследование воевода С. А. Зубов доносил, что "в прошлом году померло без
покаяния и без причастия мужского и женского полу девять человек [покончив
жизнь самоубийством] да в нынешнем году в марте месяце четыре человека,
нанеся в избу сена, да склав и запершись, и изнутри сожгли сами и згорели. Да семь
человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле, сели в дехтярном
струбе и зажгли сами, и в том струбе згорели"43.
Не прошло и десяти лет после этих первых примеров самосожжения, как весь
Север России озарился бесконечными пламенами массовых гарей, в огне
которых фанатики искали спасения от Антихриста.
На левом берегу Волги на север от Нижнего Новгорода, по речкам Керженец
и Бельбаш, с начала 1660-х годов вырастает другой большой район поселений,
скитов и починков противников нового обряда. Пустьшники, по-видимому, жили здесь
задолго до начала церковной смуты, и сюда, в дремучие чернораменские леса,
устремились боявшиеся преследований властей церковные оппозиционеры.
Мирские селились починками, монахи скитами. До 1850-х годов, времени
разгрома Керженецкого района при Николае I, этот оплот старой веры был
чрезвычайно силен и влиятелен44. В противоположность вязниковским лесам, где собрались
охваченные радикальным пессимизмом "лесные старцы", на Керженце
сосредоточивались более умеренные и консервативные элементы, и позже, с конца XVII
века, здесь образовался центр "правого", "поповского" старообрядчества,
гораздо ближе стоявшего к церкви, чем всегда склонные к "морению", гарям и другим
крайностям последователи Капитона. Одними из первых поселенцев здесь были
Ефрем Потемкин, брат Спиридона, бывший монах Бизюкова монастыря,
пришедший сюда около 1662 года, и его товарищ по этой обители иеромонах Сергей
Салтыков, которого Аввакум по своем возвращении в Москву в 1664 году
рекомендовал царю поставить во епископы45. К ним "хаживали... на лыжах бортники и из
дальних деревень крестьяне". Ефрем, в свою очередь, учил, что Антихрист уже
пришел и что им является никто иной, как сам патриарх Никон. Он утверждал, что
Антихрист осквернил церкви и что "чистыми" остались одни болота, в которые
он и советовал уходить своим последователям46. Но несмотря на эти
высказывания, Ефрем, видимо, далеко не был уверен в том, что "последнее отступление" уже
настало, и после собора 1666 года, на котором он чистосердечно покаялся в
своих крайностях, он стал сам в тех же Керженецких лесах объяснять в проповедях
свои заблуждения.
Число приверженцев древлего православия в лесах между Волгой и Белым
морем было чрезвычайно велико. Очень важную роль в более поздней истории
старообрядчества играл игумен небольшого Беседного Николина монастыря Доси-
фей, ставший в 1662 году настоятелем этой лежавшей около Тихвина обители.
"Великий авва", "равноангельский отец", как его называли позднейшие
старообрядческие писатели47, был энергичным и умным церковным деятелем, который
42 ЛЗАК. Т. 24. С. 335; Евфросин. Указ. соч. СИ.
43ЛЗАК.Т. 24.С335.
44 О жизни керженских скитов см. роман П. И. Мельникова "В лесах".
45 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 198—199, ср.: Там же. С. 335—336.
46 Там же. Т. I. С 343, 444, 449; Т. II. С. 98, 100; Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. VII. С. 35.
47 Евфросин. Указ. соч. С 13,93; Виноград Российский. Гл. 18; Материалы для истории раскола...
Т. V. С 238.
14*
211