Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
26. Церковная смута 1658—1666 годов
Восемь лет, проведенные русской церковью без ясного и твердого
руководства, способствовали дальнейшему развитию борьбы между правительством и
иерархией, с одной стороны, и сторонниками старого обряда—с другой. Единство
церкви страдало все больше и больше от сомнений и взаимных обвинений. Уже
в 1660 году Неронов писал царю, что необходимо поскорее окончить церковные
непорядки, так как уход Никона вселил в сердца людей еще больше сомнений по
поводу правки книг. По словам старика, очень много "малодушных людей
погибает, еже в отчаяние впали, и к церквам Божиим по оскуду учали ходить, а инии
и не ходят, и отцев духовных учали не иметь"6. На развитие смущения в умах
русских людей указывал и Алексей Михайлович в своем письме к бывшему
патриарху, отказывая ему в разрешении приехать в Москву. Он писал, что уже из-за
ухода Никона и правки книг "в народе молва многая о разнице в церковных службах
и о печатных книгах" повсюду идет и что можно "в народе чаять всякого
соблазна"7. Через три года, в 1665 году, в письме к патриарху Иерусалимскому царь с
горечью откровенно высказывал свои пессимистические взгляды на церковную
смуту: "В России весь церковный чин в несогласии, в церквах Божиих каждый
служит своим нравом"8. Действительно, споры об обряде зашли так далеко, что
нередко в одной церкви два священника служили по разному обряду, один по
новому, другой по старому9.
Старик Неронов уже был больше не один в своей борьбе за старую русскую
церковную традицию, и со всех сторон страны в Москву шли все
умножавшиеся протесты против правки книг. Поняв уход Никона как результат выражения ему
недоверия царя, противники церковных новшеств воспрянули духом и, уже не
боясь единства действий сурового патриарха и правительства, обсуждали
церковные дела "на улицах и перекрестках"10 и засыпали царя челобитными, надеясь
склонить его к восстановлению старого устава. Число произведений в защиту
этого устава росло с каждым днем. Некоторые из них были значительными литур-
гическо-богословскими сочинениями, методически и глубоко разбиравшими
правку книг.
Наиболее выдающимися из этих работ были так называемые "Слова на
Еретики" старца Спиридона Потемкина, ученого и уважаемого дяди Федора
Ртищева, написанные в конце 1650-х годов. Хорошо знавший древние и новые языки
и учившийся в польских школах, этот талантливый монах широко использовал
богословские работы восточных отцов церкви, западнорусских и московских
богословов. Спиридон был человеком твердых и определенных убеждений, не
склонным к компромиссам и, несмотря на свою близость ко двору, решительно
выступавшим против всех перемен в уставе. Когда ему предложили кафедру
новгородского митрополита, видимо, в надежде, что он оставит свою непреклонную
позицию, старец решительно заявил: "Лучше аз на виселицу поеду с радостью,
нежели на митрополию на новые книги"11. Его "Слова на Еретики" отражали
глубоко продуманный и серьезный подход к проблеме обряда, и в противоположность
многим другим противникам правки книг он перенес спор с деталей обряда и лич-
6 Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 155—157.
7 Гиббенет H.A. Т. II. С. 256.
8 Там же. С. 765; протоколы приема у патриарха Иерусалимского.
9 Смирнов П.С. История русского раскола... С. 60.
10 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 198.
" ЛЗАК. Т. 24. С. 329.
203