Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
23. Неронов против Никона
ся патриарха, он теперь был занят не обрядом, а своим личным положением,
которое с каждым днем становилось все труднее и труднее. Недаром в ответ на
просьбу Неронова позволить ему служить по старым книгам патриарх
примирительно и несколько безразлично ответил: "Обои [издания книг] добры. Все
равно. По каким хощешь, по тем и служи". На что старец Григорий ему упрямо
возразил: "Я старых-де добрых и держался"128. Разочарование патриарха Никона в
богослужебных нововведениях и грецизации русского устава еще более
определенно сказалось в новом издании Часослова, печатание которого с
патриаршего благословения началось в столь любимом им Иверском монастыре в том же
году и который появился в продаже а начале 1658 года129. В целом ряде деталей
обряда и даже в Символе веры этот Часослов снова возвратился к древнерусской,
дониконовской традиции. Так, например, пение "аллилуйя" в нем повторяется
только два, а не три раза, а Символ веры печатается по традиционному донико-
новскому тексту130.
Бесполезно гадать, уступил бы в конце концов Никон настойчивому
давлению Неронова и вернулся бы он еще больше к им самим отверженному
московскому обряду или нет, если бы он оставался у власти. Возможно, что даже и
уступки не примирили бы уже с ним озлобленных его новшествами, преследованиями
и расправами представителей духовенства. Во всяком случае уже в середине 1658
года он перестал быть главой русской церкви.
24. РАЗРЫВ МЕЖДУ НИКОНОМ И ЦАРЕМ
Уход Никона от власти произошел при драматических обстоятельствах, очень
напоминавших театральные эффекты, столь любимые Иоанном Грозным, когда,
отказываясь от власти, он производил психологическое давление на народ и бояр.
Совершенно неожиданно для молящихся 10 июля 1658 года после своего
служения в Успенском соборе патриарх заявил пораженной толпе прихожан, что он
"оставляет град сей и отходит оттуда, давая место гневу"131. После этого патриарх
надел простое монашеское платье и уехал в Вознесенский монастырь, находившийся
в 50 верстах от столицы. Когда посланцы царя приехали туда, чтобы выяснить
намерения патриарха, Никон заявил им, что отказывается от престола и добавил:
"Кому государь укажет быть патриархом, [того] благословлю... а церковь и дом
пресвятыя Богородицы благословляю ведать, покамест патриарх будет,
митрополиту Крутицкому"132. Так как Никон отказался от власти, но не захотел
отказаться от титула патриарха, а потом временами даже заявлял о готовности вернуться
на патриарший престол, в русской церкви на восемь лет создалось довольно
странное положение, при котором было неясно, каково каноническое
положение Никона. Только в 1667 году по официальном низложении Никона собором
этот церковный кризис был наконец разрешен и новый патриарх выбран. Но уже
с 1658 года, после своего драматического ухода, Никон не принимал никакого уча-
128 Там же. С. 157.
129 Зернова A.C. Указ. соч. С. 31.
130 Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени // Христианское чтение. 1894.
T. I.C. 509-510.
131 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. I. С. 31.
132 Дело о патриархе Никоне. С. 16.
191