Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
ше по действию сатанинину", и "О сложении перстов", которое даже в XIX и в
начале XX века считалось за лучший трактат в защиту русского двуперстия122.
Среди монахов росло все более и более сильное возбуждение. Некоторые из них,
как например старец Епифаний, даже покинули обитель и ушли в пустыни,
подальше от никоновского зла123. Во главе старцев стали сосланные патриархом на
Соловки бывший стольник, а теперь монах, князь Мих. Ив. Львов, долго бывший
главой Печатного Двора и близко стоявший к боголюбцам, и упомянутый старец
Герасим Фирсов, наказанный патриархом уже в 1653 году124. Когда в октябре
того же 1657 года на Соловки прибыли новые церковные книги, архимандрит Илья
и старшие монахи решили сложить их на склад, запереть и не пользоваться ими.
Так как некоторые монахи высказали желание просмотреть их и пользоваться ими,
то 8 июля 1658 года главари сопротивления созвали монастырский собор,
который принял постановление новых книг не принимать, по ним не служить и "за
отца архимандрита стоять вседушно голова в голову и ни в чем его не
выдавать"125. Это уже было начало открытого бунта против патриарха.
Но протесты Соловков и рост настроений против обрядовых новшеств уже
не вызвали отпора со стороны самого Никона. Его время приходило к концу, и
он уже потерял интерес к затеянной им унификации обряда и переделке русских
богослужебных книг. Это почувствовал и Неронов, теперь старец Григорий,
который, видя, что почва уходит из-под ног упорного и строптивого патриарха,
решил теперь обратиться прямо к нему. Смерть Вонифатьева, умершего 11 ноября
1656 года, сделала Неронова последним представителем когда-то мощного бого-
любческого движения в Москве. Возможно, что как в 1652 году смерть
патриарха Иосифа сделала Вонифатьева более осторожным и более чутким к проблеме
единства церкви, так и теперь смерть царского духовника и ослабление влияния
Никона привели Неронова к мысли о необходимости добиться церковного
примирения. Неожиданно для своих сторонников и для самого патриарха 4 января
1657 года он сделал совершенно драматический ход и явился в собор как раз
тогда, когда Никон шел служить литургию126. После литургии патриарх позвал к
себе за год перед этим отлученного им же от церкви старца и, как это ни было
странно, терпеливо снес все его упреки за новшества и расправу с боголюбцами.
Видимо, у Никона уже прошел весь его восторг перед греками. Старые друзья, а
потом упорные враги помирились, и вскоре патриарх не только снял с
Неронова, теперь старца Григория, отлучение и запрещение служить, но даже
позволил ему служить по старому Служебнику. Сам царь, окончательно
вернувшийся 14 января с польского фронта в столицу, уговаривал патриарха снять эти
запрещения127.
Но примирение Неронова и Никона было только личным. Посвятивший
всю свою жизнь церкви, старец Григорий, раньше протопоп Неронов, не мог
согласиться с новшествами и переделкой старого русского обряда. Что же касает-
122 Никольский Н.К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам.
СПб., 1916. С. 142, XVIII.
123 Житие Епифания, 230
124 Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке // Православный
собеседник. 1880. № 2. С. 151-154.
125 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 9.
126 Запись жизни Неронова // Материалы для истории раскола... Т. I. С. 126.
127 Там же. С. 156.
190