Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
вую очередь восстановить старый устав, освященный веками русской и
византийской практики. Суровость и жестокость Никона в отношении духовенства, по
мнению Неронова, не имели ничего общего с заветами Христа и с духом
православия, хранить которое был призван патриарх, и только могли окончательно
погубить русское православие"\
Бывший в это время, в начале 1654 года, целиком под обаянием патриарха
царь запретил Неронову писать ему письма. Неронов это и сделал, но зато он
продолжал свою корреспонденцию с царицей и Вонифатьевым, стараясь через них
повлиять на царя и остановить дело патриарха, которое он считал столь пагубным.
Но в это время ни царица, ни Вонифатьев не имели уже никакого
значительного влияния на Алексея Михайловича, занятого польским походом и бесконечной
украинской анархией. Сама царица к тому же попала под влияние Анны
Ртищевой, заведовавшей двором царицы и бывшей страстной и упорной поклонницей
патриарха, хотя до ссылки старика протопопа она была очень предана ему как
своему духовникуП4.
Даже в трудных условиях ссылки Неронов не забывал своего долга
проповедника и борца за литургическое обновление и церковно-общественную
нравственность. Он старался поднять нравственный уровень монахов, настаивал на точном
соблюдении монастырских правил и благочиния, делал все возможное, чтобы
поднять в монастыре дисциплину и благочестие. В результате своих миссионерских
усилий он совсем разошелся с настоятелем монастыря и по просьбе последнего
был переведен дальше на Север, в совсем заброшенный Кандалакшский
монастырь на Белом море. По дороге он остановился в Вологде и, конечно,
использовал свое пребывание в этом важном северном центре своего родного края,
чтобы начать открытую кампанию против патриарха.
Выступление старика протопопа в вологодском соборе и письмо в форме
манифеста, отправленное в тот же день, 18 июля 1654 года, его друзьям в Москву,
были как бы открытым объявлением войны Никону и его новшествам и
призывом к духовной мобилизации сил против козней Антихриста115. "Облецытися во
вся оружия Божеска, яко же возможно вам стати противу козней диавольским...
блюдитеся злых деятелей",—писал он, явно указывая на патриарха и его
помощников по "исправлению" книг.
Начав открытую борьбу с патриархом, Неронов решил долго не
задерживаться в Кандалакшском монастыре и менее чем через год по прибытии туда, 10
августа 1655 года, бежал на Соловки. Его пребывание в знаменитом монастыре на
острове среди Белого моря было очень кратковременно, но чревато
последствиями. Архимандрит Илия принял его с распростертыми объятиями и во время
своих недолгих, но, видимо, плодотворных разговоров с монахами старый боголю-
бец достиг того, что Соловецкий монастырь стал в следующие годы одним из
главных и наиболее упорных оплотов борьбы за старую веру116. Уйдя из Соловков,
Неронов отправился в Москву и, в течение года скрываясь в столице и ее
окрестностях, активизировал сопротивление патриарху. В столице его укрывал его
старый друг и соратник Стефан Вонифатьев, все еще бывший номинально царским
113 Письмо протопопа И. Неронова царю Алексею Михайловичу от 27 февраля 1654 г. //
Материалы для истории раскола... Т. I. С. 51, 69, 71.
114 Козловский И.П. Указ. соч. С. 16.
115 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 120—122.
116 Там же. С. 137-141.
188