Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
20. Разгром боголюбцев
держку митрополит Иона Ростовский и другие видные церковные деятели,
испугавшись патриарха, отказались быть свидетелями, и Никон обвинил его в
нарушении дисциплины и необоснованной жалобе59.
На следующем собрании, тоже состоявшемся в июле 1653 года, Никон
резко обвинил Неронова в клевете и искажении его слов в жалобе, поданной царю.
Начался неприятный спор, в котором Неронов обвинил патриарха в том, что он
перестал считаться с Вонифатьевым и другими боголюбцами, не зовет их
больше на свои частные совещания и преследует их. Он заявил, что интриганы из
патриаршей бюрократии настраивают Никона против боголюбцев и стараются
унизить их. "Тебе и кто добра хощет, и ты тех ненавидишь, а которые
клеветники и щепотники тех любишь и жалуешь, и послушаешь... а про богомольцев [бо-
голюбцев-протопопов] говоришь послушая клеветы: так-де они делают, такие-де
нечестивые, а Стефан [Вонифатьев] и Иоанн [Неронов] им ворам помогают".
Далее Неронов обвинил уже самого патриарха, что он начал преследования
боголюбцев: "Протопоп Стефан за что тебе врагом стал? Везде ты его поносишь и
укоряешь, протопопов и попов с женами и детьми разлучаешь. Доселе ты друг наш был,
а [теперь] на нас восстал. А кои боголюбцы и они нищетою не стыдились,
скорби и смерти не боялись, за истину страдали,—и страдали крепко—так те ныне от
тебя боголюбцы терпят скорбь и беду и разорение". Не менее резко отозвался
Неронов о самом собрании, созванном патриархом для осуждения Неронова за его
жалобу. "Не знаю,—говорил он,—чем ваш собор назвать потому что не заботы
ваши о законе Господнем, но укоры и разносы [руководят вами]. Таковы соборы
были и на великого светильника Иоанна Златоуста, и на великого святителя
Стефана Сурожского"60.
На этот раз Никон проявил гораздо больше умения действовать, чем в
феврале, и показал, что он достойный ученик Паисия в умении применять макиавел-
лиевские методы борьбы. Не желая обвинять Неронова в несогласии с ним самим,
он добился от собора осуждения главы и основателя боголюбческого движения
за раздоры с причтом его же прихода. Видимо, он побоялся вскрыть перед
широкими кругами белого духовенства подоплеку конфликта между протопопами
и патриаршей властью. 4 августа Неронов был арестован и заключен в
Новоспасский монастырь, архимандритом которого в 1647—1649 годах был сам Никон и
из которого он сделал цитадель своей власти в Москве. Через несколько дней
старик протопоп был жестоко избит на патриаршем дворе и затем отведен в собор
для церковного наказания. Митрополит Крутицкий Сильвестр снял с
протопопа скуфью и наложил на него запрещение служить священником. Для борца за
возрождение русской литургической традиции Никон вряд ли мог придумать
более тяжкое наказание61. На следующий день, 13 августа 1653 года, Неронов
был выслан в Каменно-Островский монастырь в Вологодском уезде. Когда
Неронова, в цепях и с цепями на шее, везли из Москвы, толпы народа провожали
любимого пастыря до реки Клязьмы. Все плакали. На прощание протопоп сказал
своей пастве проповедь и прочитал отрывки из своего любимого "Маргарита"
Иоанна Златоуста. Старик мог вполне законно сравнить свою судьбу с судьбой
константинопольского патриарха-исповедника, пострадавшего за правду.
59 Там же. С. 43 и ел.
60 Там же. С. 47-49.
61 Там же. С. 50; Аввакум. Сочинения... С. 16.
173