Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
неукротимыми проповедниками-протопопами он нашел поддержку в
консервативном епископате, в давно недовольных вольностями протопопов патриаршей
и епископских канцеляриях и даже среди правящего класса бюрократии и
дворянства, который жаловался на обличения и строгости проповедников морали и
единогласия. Клика патриарших чиновников—бояр, дьяков и других мирских
бюрократов—и некоторых представителей клира, работавших в патриаршем
управлении, как, например, уже с 1649 года сопротивлявшиеся боголюбцам
протопоп Адриан и дьякон Григорий, в свою очередь, настраивала Никона против его
бывших друзей, стараясь снова вернуть власть в свои руки57.
Начав борьбу с протопопами, патриарх постарался придать своему сану еще
больше блеска и пышности, чем его предшественники. Приехавший во время
начала спора боголюбцев с Никоном по поводу "памяти" бывший
константинопольский патриарх Афанасий Пантеллярий составил по просьбе Никона особый,
очень торжественный чин патриарших служб. В новое издание Кормчей Книги,
свода канонических постановлений церкви, по распоряжению того же Никона
вводятся новые тексты церемониала поставлений патриарха и средневековая
римская фальшивка о разделе власти между патриархом Рима, папой и
императором, известная под именем "дара императора Константина". В последней,
написанной в раннее Средневековье для увеличения престижа пап, указывалось на
большую власть римского первосвященника, и ее включение в русскую Кормчую
было, несомненно, сделано для придания большего авторитета русскому
первосвященнику—патриарху. Под давлением Никона царь передает в патриаршее
управление ряд новых земель и сел, так как прежних доходов не хватало для
того торжественного и роскошного образа жизни и патриарших церемоний,
которые теперь ввел новый патриарх. Этот рост патриарших владений не
прекращался во все время дружбы патриарха с царем и, несомненно, демонстрировал
Москве и духовенству все влияние Никона и уважение, которое ему оказывал
Алексей Михайлович.
Через несколько месяцев после своего временного отступления по поводу
"памяти" о поклонах и крестном знамении Никон чувствовал себя уже гораздо
увереннее, чтобы начать расправу с непокорными протопопами, и с большим
умением нашел для этого предлог, не имевший ничего общего с уставом или богослов-
ско-литургическими вопросами. На этот раз наступление начал он сам,
перенеся спор с принципиальных позиций на дисциплинарные, на которых он после
обещаний собора 1652 года был неуязвим. Как раз в это время один из видных
боголюбцев, муромский настоятель собора отец Логгин, оказался в конфликте с
местным воеводой, жену которого он обличил в безнравственном поведении.
Становясь на сторону воеводы, Никон создавал как бы единый фронт светской и
духовной бюрократии против "смутьянов протопопов" и распорядился взять
Логгина под стражу58. На соборе московского духовенства, состоявшемся в
июле того же 1653 года, Неронов вступился за Логгина перед патриархом.
Выступление старого боголюбца немедленно выросло в резкий спор с Никоном. В
ответ на ссылку Неронова на мнение и авторитет царя патриарх не постеснялся
заметить, что ему ничья помощь, в том числе и царя, не нужна и он на нее
"плюет и сморкает". Неронов решил жаловаться царю, но обещавшие ему под-
57 Там же. С. 48, 50.
58 Там же. С. 42.
172