Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
форму двух перстов с древнейших времен русского христианства, и когда в
начале XVI века в России начала распространяться новогреческая форма перстосло-
жения, то она была осуждена и запрещена Стоглавым собором 1551 года. Теперь
же Никон решался своим личным распоряжением, да еще накануне Великого
поста, который всегда вызывал на Руси большое религиозное напряжение, заменить
старое русское и древнегреческое крестное знамение новогреческим. Боголюб-
цы были потрясены и самим распоряжением, и его формой, и пренебрежением,
проявленным Никоном к русской традиции в угоду его любимцам грекам.
Неронов, Аввакум и другие бывшие в Москве боголюбцы собрались на
совещание, чтобы решить, как отнестись к "памяти" патриарха. Аввакум с
отчаянием потом вспоминал о состоянии ошеломленных патриаршим распоряжением бо-
голюбцев: "Сердце озябло и ноги задрожали"53. Они долго не решались выступить
против нового, всего лишь девять месяцев тому назад избранного патриарха, их
бывшего друга, которому царь и собор обещали беспрекословно повиноваться в
делах церкви.
После долгих прений и колебаний было решено, что Неронов отправится на
всю первую неделю поста в Чудов монастырь и там в молитве и миросозерцании
будет искать решения. На эту неделю он поручил свой приход протопопу
Аввакуму, делая его этим своим заместителем в самые первые, трагические дни
конфликта между боголюбцами и патриархом. В конце недели, после сурового поста
и молитв, молясь перед образом Спаса Нерукотворного, Неронов услыхал голос,
который, как ему казалось, шел от образа: "Иоанне, дерзай, и не убойся до
смерти; подобает ти укрепить царя о имени Моем. Да не постраждет днесь Русь яко-
же в юниты [униаты]"54.
Этот голос, призывавший стоять за веру и двуперстное знамение, решил все
сомнения Неронова. Вернувшись из монастыря, он рассказал об этом явлении
Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим боголюбцам. Было решено
подать самому царю челобитную протеста против действий патриарха. Текст
петиции был составлен Аввакумом и протопопом Даниилом Костромским, который,
видимо, приехал в Москву для совещания с остальными боголюбцами.
Содержание протеста было очень резким: боголюбцы писали, что христианское чистое
учение может пропасть и на Руси и что глава церкви Никон отошел от заветов
православия55.
Царь передал петицию патриарху и, видимо, настоял на том, чтобы
патриарх отложил свои нововведения. Никон на этот раз согласился, не настаивал на
проведении в жизнь "памяти", и казалось, что мир снова наступил в русской
церкви.
Возможно, что если бы несогласие между Никоном и боголюбцами было
ограничено деталями обряда и даже проблемой знамения, то соглашение между
ними могло бы быть достигнуто. За сто лет перед этим умный и тактичный митро-
53 Аввакум. Сочинения... С. 15.
54 Письмо Неронова к о. С. Вонифатьеву от 13 июля 1652 г. см.: Материалы для истории
раскола... Т. I. С. 99, 100; Аввакум. Сочинения... С. 15 (у последнего несколько другая версия: "Время
приспе страдания, подобает вам неослабно страдати").
55 Содержание этого первого протеста против никоновских новшеств, написанного в последних
числах февраля 1653 года, известно по позднейшему письму Аввакума к о. Ивану Неронову от 14
сентября того же года. См.: Материалы для истории раскола... Т. I. С. 23. Ср.: Аввакум. Сочинения...
С. 15.
170