Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
году митрополитом Новгородским, Никон с присущей ему энергией выступил в
защиту православного населения этих балтийских уездов. Когда, стремясь
избежать трений со шведами, русское правительство согласилось на выдачу
перебежчиков, он категорически воспротивился этому и добился того, что русские
выкупили их, уплатив шведам 190 000 золотых в покрытие убытков, сумму колосс&тъную
по тому времени42. Никон тем не менее продолжал заботиться о православном
населении этих областей и настаивал на его освобождении от "еретической"
шведской власти43.
Эти старания и надежды Никона объединить под скипетром русского царя и
под престолом московского патриарха всех православных христиан, превращая
Россию в панправославную империю, уже превосходили по размаху планы его
учителя патриарха Паисия и горько отразились на судьбах русской церкви и даже
Русского государства. Желание сделать все поскорее, не считаясь с реальными
возможностями технически и экономически еще очень слабого московского
государства, привело к тому, что ни один из планов, намеченных царем и
патриархом, не был осуществлен полностью, а увлечение "греческим проектом"
выразилось в пренебрежении к старой русской церковной традиции и идеологии.
Никон умел видеть далеко и широко, но был слишком неподготовлен и нетерпелив,
чтобы, добиваясь новых ценностей, не причинить ущерба старым. Поэтому,
опасаясь, что некоторая разница между русским обрядом и обрядом греков, который
в 1640-х годах был введен Петром Могилой и в православных церквах Украины и
Белоруссии, может скомпрометировать его возможное будущее положение как
главы всех православных Востока, он стал задумываться над тем, как приблизить
русский обряд к обряду новогреческому.
После своего прихода к власти так же как и раньше, в годы сотрудничества с
боголюбцами, новый патриарх продолжал принимать к сердцу проблему
русского богослужения и обряда. Но тогда, в 1640-х годах, он, как и Неронов с Вонифа-
тьевым, стремился восстановить во всей полноте традиционное русское
богослужение, устранить уродливости многогласия. Теперь же, в 1652 и 1653 годах, его все
больше и больше беспокоила разница между русскими богослужебными
текстами и обрядами и уставом греческим. Вслед за Паисием он начал думать, что эти
разночтения и разница в обряде произошли в результате искажения
богослужебных книг русскими. Мечты о православной империи с центром в Москве делали
вопрос разночтений устава уже не только русским делом, но и делом вселенским.
Не могла же Москва, со своими "ошибками" в уставе, стать во главе
вселенского православия. Конечно, ни ему, ни Паисию, ни кому другому и в голову не
приходило, что эти разночтения устава были результатом перемен устава самими
греками, а не ошибок русских при переписке книг, и что утверждения Паисия и
других греков о русских искажениях устава были совершенно голословны и
основывались на невежестве и незнании истории православной литургики.
С другой стороны, немало русских тоже имели сомнения, и это еще со
времени Флорентийского собора, о чистоте греческого православия. Конечно, все
русские считались с греческой церковью, которая, как они думали, принесла им
христианство. Но это было уважение не к грекам XVII века, а к греческим отцам
церкви, к древней, когда-то великой византийской церкви. Поэтому еще в 1650
42 Родес И. Указ. соч. Т. II.
43 Форстен. Указ. соч. // ЖМНП. 1898. Т. IV. С. 329.
166