Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
18. Новый патриарх
щал молиться, чтобы "благочестивое царство прославилось от моря и до моря и
от рек до конца вселенной" и сказал, что надеется, что "расточенное [потерянное]
возвратится", т. е. высказал надежду, что Россия снова вернет русские земли,
захваченные поляками и шведами15.
Первые месяцы пребывания Никона на патриаршем престоле не внесли
перемен в русскую церковную политику. Новый патриарх энергично, планомерно
и успешно продолжал проводить программу боголюбцев по поднятию
нравственного уровня духовенства и народа, распространению проповеди и
единогласного богослужения и охране русской церковной культуры от иноверных влияний.
Теперь, после смерти патриарха Иосифа, консервативная оппозиция не могла уже
остановить процесс оздоровления церкви. Обещание, данное царем и боярами на
соборе, вырывало почву из-под ног противников усиления церковного влияния
из высшего правящего класса, которые так упорно сопротивлялись проповеди
боголюбцев. Никон и царь, Вонифатьев и Неронов направляли все свои усилия на
оздоровление страны и церкви и усиление православия. Церковная дисциплина
часто возрождалась сама по себе уже при одном воспоминании, что новым
патриархом является суровый, аскетический и не останавливающийся перед
строгим наказанием Никон. Ряд новых достойных иерархов вроде Павла
Коломенского и Макария Новгородского, которые были друзьями боголюбческого
движения, были назначены на свободные епископские кафедры16. Под
бдительным надзором боголюбцев и патриарха единогласие завоевывало все более и
более прочные позиции в русском богослужебном обиходе.
Своей личной строгой жизнью, посвящением большего числа священников
и дьяконов, посещением больниц, тюрем и богоугодных домов, приглашением
на трапезы бедных и странников патриарх показывал пример другим иерархам и
низшему духовенству. Помощь бедным и больным, столь характерная для работы
боголюбцев, была заметной чертой и в деятельности Никона. Судя по расходным
книгам патриаршего приказа, ни один глава русской церкви не оказывал
столько помощи нуждающимся, как Никон. Он раздавал милостыню при каждом
выходе и даже посылал деньги для улучшения пищи заключенных. Он нередко
заходил в тюрьмы при Разбойном и других приказах, в Черную палату, оделяя
заключенных едой и одеждой, заступаясь за невинных перед судом. Им были
построены дома для инвалидов и стариков, а в годы голода и эпидемий он широко
организовывал помощь пострадавшим. Нередко за его стол садилось свыше
двухсот нищих и калек17.
Очень много внимания обращал Никон на строительство и улучшение уже
существующих церквей и монастырей18. На Валдае, в своей бывшей новгородской
епархии, он создает большой монастырский центр, обитель Божьей Матери
Ивере кой, который вскоре превратился в один из самых богатых и цветущих
монастырей России. По просьбе патриарха царь передал в ведение монастыря
десятки сел с тысячами крепостных крестьян19.
Оставаясь верным стремлениям боголюбцев повысить нравственность и
благосостояние народа, патриарх продолжал борьбу с пьянством, бывшим одним
15 Гиббенет H.A. Указ. соч. С. 15
16 Строев П.М. Списки иерархов... С. 1031.
17 Аполлос, архим. Указ. соч. С. 16, 53; Н. А. А. Никон. С. 20—25.
18ААЭ.Т. IV. С. 71.
19 Указ от 6 мая 1654 г. см.: ПСЗ. Т. I. С. 333.
159