Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Глава IV
НИКОН
18. НОВЫЙ ПАТРИАРХ
Перенос останков митрополита Филиппа закончил программу прославления
православия, намеченную на 1652 год. Наступили будничные дни. Ежедневная
жизнь вошла в свое русло, но текущие дела настойчиво напоминали, что после
смерти патриарха Иосифа русская церковь осталась без возглавления. Число
кандидатов на освободившийся патриарший престол было невелико. На умы
людей, близко бравших к сердцу положение в церкви, приходили имена только
двух кандидатов: Стефана Вонифатьева, фактического возглавителя церкви
после собора 1649 года, и сравнительно молодого царского любимца,
новгородского митрополита Никона.
Вонифатьев, старший годами и бывший главным звеном, соединявшим бо-
голюбцев со двором, считался в московском обществе ведущим кандидатом.
Через две недели после смерти патриарха Иосифа шведский резидент при
московском правительстве Родес писал в Стокгольм, что новым патриархом, видимо,
будет Вонифатьев. Так как Родес недолюбливал царского духовника, который все
делал, чтобы ограничить влияние иностранцев в Москве и даже старался
перевести их в православие, то он не без ехидства добавлял, что в его, т. е. Вонифатьева,
"усердии и кознях не будет недостатка, чтобы самому себе помочь в такой чести"1.
За Вонифатьева, естественно, горой стояли боголюбцы и их друзья среди
духовенства и при дворе. Протопоп Аввакум, поддержанный частью епископата и
живший в это время уже в Москве, особенно старался провести в патриархи своего
покровителя и друга. Вместе с митрополитом Казанским Корнилием боголюбцы
"написав челобитную за руками [подписями], подали царю и царице о
духовнике Стефане, чтобы быть ему патриархом"2.
Но, к всеобщему изумлению, Вонифатьев "не восхоте сам". Трудно указать
с уверенностью на причины отказа царского духовника от такой чести, хотя он
и руководил всеми делами церкви в 1649—1652 годах, когда патриарх Иосиф
был неофициально не у дел. Может быть, он уже чувствовал, что годы тяжелой
борьбы за благо церкви подорвали его силы и что ему остается еще жить очень
немного лет. Действительно, через четыре года после смерти патриарха Иосифа
старик протопоп и сам закончил свою жизнь3. Возможно, он знал, или ему казалось,
что царь предпочитает более молодого, полного сил и энергии и более близкого
ему по годам Никона. Но вероятно и предположение, что смерть патриарха Ио-
1 Донесение Родеса от 28 апреля 1652 г. См.: Родес И. Указ. соч. С. 106—107.
2 Аввакум. Сочинения... С. 14, 245.
3 Письма русских государей. С. 305; Материалы для истории раскола... Т. I. С. 158—159.
155