Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
нецкого и его товарищей для переводческой и педагогической работы в 1649
году был первой попыткой использовать знания русских ученых западных и южных
стран для культурной и церковно-просветительной работы в Москве. Почти что
одновременно с Епифанием Славинецким в Москве появляются и киевские
монахи, для которых боярин Федор Ртищев построил в своем имении Андреевский
монастырь. В этом монастыре и при Печатном Дворе, где работал Славинецкий,
начинается обучение молодых москвичей. Хотя группа киевских монахов пока и
не представляет собой официальной школы, но во всяком случае она ведет уже
значительную образовательную работу по обучению своих московских слушателей146.
Приглашение западнорусских ученых вызывает в Москве не меньше
смущений и опасений, чем появление греческих монахов, так как многие москвичи
сомневались в правоверности киевского православия. Правда, к середине XVII века
русская православная церковь в Польше и Литве уже прошла самый суровый
период католических преследований, но зато церковная культура и церковная
школа Украины и Белоруссии попали под сильные западные, чуждые православному
духу влияния. Когда в 1620 году после шестнадцати лет перерыва западнорусской
церкви удалось восстановить иерархию и воссоздать епископат, то первым
митрополитом этой обновленной церковной иерархии стал Иов Борецкий (1620—1633),
твердый сторонник православной традиции и тесной связи с Москвой, куда он
неоднократно обращался за моральной поддержкой и помощью. Он стремился даже
к объединению Западной Руси—нынешней Украины и Белоруссии—с Русским
государством. Посланный им в 1624 году в Москву епископ Исаак Луцкий
откровенно заявлял царю и патриарху, что "мы все, западноруссы, под государеву руку
хотим". Сам же митрополит писал царю, прося его освободить от
еретиков-поляков всю Южную Украину и Западную Русь —"российского племени
единоутробные земли"147. Такие же голоса слышались и от других епископов, как, например,
Исайи Копинского, запорожских казаков148 и бесчисленных эмигрантов-монахов,
светского духовенства, крестьян и дворян, бежавших от польских преследований
на московские земли. Положение православного духовенства в западнорусских
землях в 1620-х годах продолжало оставаться очень тяжелым, так как поляки не
признавали православной иерархии, отбирали церкви, закрывали монастыри,
арестовывали и убивали вождей православия в Западной и Южной Руси.
Смерть фанатичного католика короля Сигизмунда, последовавшая в 1632
году, значительно переменила положение. Стараясь приобрести для выборов в
короли поддержку православного населения, королевич Владислав, сын
Сигизмунда, решил идти на некоторые уступки. Православной церкви было обещано
юридическое признание ее прав, прекращение гонений и возвращение
конфискованных имуществ. После восшествия на польский престол Владислав сдержал
свои обещания, хотя, правда, часть епархий была разделена между
православными и униатами, а не целиком возвращена православным149. Но зато в организации
самой церкви вместо бескомпромиссных и твердых сторонников православия
главное место заняли сторонники сговора с Польшей—лица, бывшие продуктом
западного католического, а не русско-православного воспитания и культурной
146 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники... С. 145.
147 Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I. С. 46; Т. И. С. 27; Харлампович К.В.
Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26.
148 Харлампович К.В. Указ. соч. С. 26, 28-29.
149 Грушевский М.М. История Украины-Руси. Т. VI. Нью-Йорк, 1954. С. 264.
142