Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
Это отчасти понятно. Для Рима весь мир, а в Средние века—вся Европа,
были частью одной вселенской епархии, без различия языка и происхождения
составлявших ее народов. Итальянцы и испанцы, немцы и англичане в церкви и
школе пользовались одним и тем же латинским языком, который сближал и
объединял в одно все народы католической Европы. На Востоке—наоборот:
национальный язык каждой церкви способствовал с самых ранних веков принятия
христианства местному национализму. Позволяя другим народам
православного мира пользоваться их собственным языком в церкви, греки в то же время как
бы не считали их равными себе и видели в них варварскую часть православного
Востока. Это снисходительно-покровительственное, а часто и несколько
пренебрежительное отношение византийцев к негреческому православному Востоку в
конце концов привело к быстрой потере для христианства всей Передней Азии
и Египта после их завоевания арабами, а также к длительному антагонизму
между греческой и негреческой частью православной церкви.
Русская церковь всегда считалась Византией чем-то вроде колониальной, но
богатой, экономически очень выгодной, но духовно вовсе не такой уж ценной
частью Константинопольского патриархата, от которой ожидали подарков,
денежной помощи, почитания и послушания, а не равного с Византией культурного
уровня. Повышать образовательный и культурный уровень этой провинциальной,
но всегда далекой и всегда стремившейся к самостоятельности церкви было не так
выгодно и даже бессмысленно, так как ее духовный рост мог обернуться
независимостью и потерей доходов для все более и более хиревшей и нуждавшейся
Византии. Патриархи Константинополя никогда не стеснялись подчеркивать
духовное и политическое превосходство Византии над Россией, хотя в самые последние
века упадка Второго Рима они были вынуждены признать независимое
существование Русского государства и известную автокефалию русской церкви. Даже в
1393 году, когда Византия, сведенная в своей территории к окрестностям
Константинополя, уже явно была обречена на скорое и полное исчезновение, патриарх
Антоний в своем послании к великому князю Василию убеждает его:
"Бойся Бога и слушайся императора, как сказал апостол Павел... Мой
святейший автократ, является, милостию Божией, самым православным и самым
великим покровителем и защитником церкви... Я убеждаю тебя, Твое
Величество, слушаться патриарха, как ты слушался бы самого Христа... "134
Когда после Флорентийского собора, на котором греки подчинились Риму,
Москва отказалась признать соглашение Константинополя и Рима и вышла из
подчинения константинопольскому патриарху, греки долго не признавали
официальной автокефалии русской церкви. Не удивительно, что при таких
отношениях между Константинополем и Русью греки никогда не заботились о поднятии
культурного уровня русского духовенства и русской паствы. Кажется, не будет
преувеличением сказать, что за долгие столетия русско-греческих церковных
отношений только один представитель культуры православного Востока—большой
ученый Максим Грек специально приезжал по поручению константинопольской
церкви в Россию с целью помочь русским в переводческих проблемах и в
подготовке специалистов по богословию и литургике. К сожалению, в Москве этот
действительно ученый и талантливый грек, принявший участие в русских церковных
134 Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Acta Patriarchati Con-
stantinopolitani (изд. Миклошичем). 1859. T. U.C. 190.
138