Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
ление""7. К сожалению, кроме короткого рассказа о Вавиле, который известен из
"Винограда Российского", и отрывка протокола его допроса, история не
сохранила о нем никаких известий. Сам же С. Денисов, частично
придерживавшийся как раз "капитоновского направления раскола", конечно, не захотел дать
каких-либо указаний о возможном влиянии этого бывшего "парижстей академии"
студента на беспоповское старообрядчество, которое Денисов почитал за
истинную древнерусскую веру.
Отклонения Капитона от практики православных монастырей совершенно
определенно отмечает уже указ 1639 года, предписывавший закрытие скитов в
Колесникове и Морозове. "Велено, — сказано в указе, — чтобы старцы (т.е.
ученики и монахи капитоновского скита. — С.З.) жили по правилам святых отец, а Ка-
питоново учение и уставство оставили". Эту разницу в уставах, а наверное, и в
общей доктрине веры, уже чувствовали и сами последователи Капитона, которые
заявляли, что "им Капитонова уставства не оставливать", и затем ушли в леса вслед
за их исчезнувшим вождем118. В свою очередь, правительственное распоряжение
1651 года, которое предписывало келий вновь возродившейся на реке Шоче
колонии Капитона снести, старцев арестовать и их "с монастыря не спускать...
беречь крепко"119, — отражает тревогу правительства перед ростом новой ереси и
косвенно подтверждает дальнейшее отклонение "лесных старцев" от учения церкви.
Приблизительно через год о распространении Капитоновской ереси говорит
митрополит Ростовский Иона, в епархии которого миссионерствовал Капитон,
когда он в 1652 году опубликовывает грамоту—воззвание ко всей своей
пастве,—предостерегая ее от вредной еретической пропаганды120. Тогда же эти
Капитоновы ученики привлекли внимание и самого патриарха Иосифа, который
пишет в своей грамоте: "Восстали лицемеры, имущие образ благочестия, силы же
его отвергшися"— т.е. отошедшие от подлинного духа православного учения121.
Главная черта Капитонова учения—радикальный, изуверского характера
аскетизм—представляет уродливое искажение обычных православных и
общесредневековых монашеских правил и практики. Капитон доводит аскетизм и борьбу
с плотью, которые можно наблюдать уже и в раннем восточном монашестве, до
изуверских крайностей. У него практиковалось уже не подавление, а
умерщвление плоти и всех ее желаний. Но, и это самое главное, Капитон не только сам
применял изуверский аскетизм, но, видимо, учил, не делая разницы между миром и
монастырем, что этот аскетизм является единственной формой христианского
спасения души. Ученики его со строго православной точки зрения в большинстве,
очевидно, даже не были пострижены в монахи, так как сам Капитон, будучи не
иереем, а только простым монахом, не имел духовной власти для их
пострижения. Может быть, отдельные из них и были пострижены в других монастырях, но,
несомненно, многие были монахами по жизни и практике, а не в силу обряда.
Таким образом, разница между монахами и мирянами фактически стиралась, и
можно предполагать, что цель учения Капитона заключалась не в организации
монашества по новым, более строгим правилам, а в распространении крайне аске-
117 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 261.
118 Ярославские губернские ведомости. 1890. № 12.
119 Миловидов И.В. Содержание рукописей, хранящихся в Ипатьевском монастыре. С. 58.
120 По канонам только иереи могли постригать в монахи.
121 П.Н. Милюков ошибочно приписывает Капитону начало мистического сектантства (См.:
Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. Т. II. С. 116—120).
134