Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава 111. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
нием их врагов из числа администрации и духовенства. В Юрьевце, где в это
время служил Аввакум, толпа в полторы тысячи человек—"и попов, и мужиков и баб",
которые были обозлены на проповедника за его нравоучения, разгромила его
дом и избила его самого. Только вмешательство местного командира гарнизона и
пушкарей спасло Аввакума и его семью от смерти; но ему все же пришлось
покинуть Юрьевец навсегда84. Почти в то же самое время начались демонстрации
против боголюбцев в Костроме. Там проповедь литургического и нравственного
обновления вели местный протопоп Даниил, священник Павел и игумен
Герасим—настоятель местного Благовещенского монастыря. Обличения
пьянства и безнравственности и закрытие ими кабаков объединили против них группу
отсталого, чувствовавшего задетым их проповедью духовенства, кабатчиков и
даже администрацию во главе с самим воеводой Юрием Аксаковым. Толпы
демонстрантов "с ножами" подошли к собору во время обедни и хотели избить самого
протопопа. Когда по требованию Даниила несколько наиболее буйствующих
пьяных демонстрантов были арестованы полицией, воевода Аксаков распорядился
выпустить их. Костромские демонстрации продолжались несколько дней и
достигли апогея 28 мая, когда толпа перепившихся мужиков из имений боярина Морозова
под предводительством попа Ивана двинулась в город, осадила собор и снова
едва не избила протопопа, которому, к счастью, все же удалось скрыться в
последнюю минуту. Мужики, видимо, были раздражены предписаниями боярина
Бориса Морозова и проповедью протопопа Даниила, в которых объявлялось, чтобы по
праздникам не работать и не пьянствовать, но ходить в церковь. Расследование
подтвердило, что в организации демонстраций была замешана и часть духовенства и
сам воевода со своим окружением85. Несмотря на эти беспорядки, протопоп
Даниил все же остался очень популярным среди большинства населения города.
Даже после разрыва боголюбцев с патриархом Никоном, ссылки самого Даниила
и развитие старообрядческого движения, продолжавшего традиции боголюбцев,
большинство населения Костромы осталось верным их заветам и примкнуло к
расколу. Наоборот, село Селищи, из которого пришли противобоголюбческие
демонстранты, до самого XIX века осталось нестарообрядческим островом среди
почти сплошь старообрядческого населения этой части Поволжья86.
Около Ярославля выступления противобоголюбческих групп, видимо, тоже
возглавляемых администрацией, косными элементами духовенства и
ненавидящими боголюбцев за проповеди о трезвости кабатчиками, заставили уйти из
прихода священника Григория Иванова. Целая группа его прихожан
последовала за ним и обосновала недалеко от Волги небольшую особую "боголюбческую"
колонию, которая представляла собой прообраз будущих старообрядческих
поселений87. Желание боголюбцев активизировать веру русских людей, сделать
более интенсивной и динамичной жизнь церкви, духовенства и мирян пугало очень
многих и в обществе, и в церкви. Их максимализм в вопросах веры и участия в
церковной жизни, попытка оцерковления всей русской жизни вовсе не были по
душе боярству, дворянству и администрации, привыкшим смотреть свысока и
часто пренебрежительно на приходских священников, которые теперь неожидан-
84 Там же. С. 13-14.
85 Введенский С. Протопоп Даниил // Богословский вестник. 1913. № 4. С. 486—488.
86 Там же. С. 862.
87 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 305.
126