Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
12. Причины "мятежа"протопопов против епископата
Когда в 1620-х годах патриарх Филарет создал особую патриаршую
администрацию, так называемые "духовные приказы", то это высшее управление русской
церкви оказалось целиком в руках светских бюрократов: бояр, окольничих,
стольников и подьячих. До собора 1667 года светский суд патриаршего управления
считался более важным, чем церковный, и только при патриархе Никоне в
Патриарший Разряд, который был высшей инстанцией патриаршего управления, были
введены и духовные лица; до этого в него входили только гражданские
чиновники — патриарший боярин и его светский штат57. Так, например, в 1628 году
главными администраторами Патриаршего Разряда были кн. Хилков, боярин
И.А. Колотовский и дьяки Ф. Рогозин и Г. Лаврентьев58.
При патриархе Иосифе, когда епископат решил приостановить
дальнейшую работу боголюбцев, главным деятелем патриаршего управления и
одновременно вдохновителем "епископской партии" был известный взяточник
светский дьяк Иван Кокошилов, ненавидимый духовенством за грабительские поборы.
Поэтому, внешне борясь с епископатом, боголюбцы на самом деле боролись
вовсе не с церковной иерархией, а с ее светской бюрократией и с ее светскими
вдохновителями, которые боялись, что в случае успеха боголюбческого движения
власть и доходы могут ускользнуть из их бюрократических рук.
Одно из распоряжений этой светской патриаршей администрации, изданное
при патриархе Иосифе, особенно задело приходское духовенство и, видимо,
сыграло значительную роль в обострении отношений между церковной
бюрократией и священниками. С целью увеличения своих поборов патриаршая
епархиальная администрация постановила, что по всем делам поставлений в священники,
перемещения их из одного прихода в другой и по делу построек церквей
духовенство должно было лично являться в патриаршую канцелярию в Москве. Конечно,
это было сделано для того, чтобы чиновники могли легче вымогать свои
незаконные сборы с провинциального духовенства во время его приезда в столицу;
приходским батюшкам для этого иногда приходилось проделывать путешествия в
500—1000 верст; для более скорого разрешения своих вопросов они должны
были соответственно вознаграждать чиновников патриаршего управления59. Само
поставление в священники производилось только после уплаты кандидатом
сравнительно высоких пошлин. После уплаты этих высоких сборов за
поставление священник тотчас же попадал в долги, которые ему с трудом приходилось
выплачивать из своих довольно незначительных доходов.
В течение долгих столетий в сердцах и умах приходского духовенства и
мирян накапливались недовольство и горечь против церковной администрации,
которая, обирая священников, косвенно обирала и мирян. В конце XIV и начале
XV века это недовольство породило ересь стригольников, которая была
особенно сильна в Новгороде и Пскове. Одной из самых важных сторон учения
стригольников было бескомпромиссное осуждении симонии. Стригольники
доказывали, что русское священство не является действительным, так как епископы
назначали кандидатов на должность священников за деньги—"мзду", то есть
плату60. Подавленное церковными и светскими властями движение стригольни-
57 Грамоты 1628, 1632, 1633 г. //ААЭ. Т. III. С. 260, 284, 337.
58 Там же. Т. IV. С. 304.
59 Никольский Н.М. Указ. соч. С. 96.
60 Послание епископа Стефана и др. документы см.: РИБ. Т. 6. С. 196 и ел.
119