Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
9. Новый царь и его окружение
Москве, особенно среди молодого духовенства22 и прихожан собора, где
служили Вонифатьев, Неронов и их друзья. Многие из них позже заплатили жизнью,
ссылкой и тюрьмой за преданность вере и их духовникам23. Многие из этих
молодых энтузиастов среди духовенства были глубоко преданы "вере Неронова" и
ему самому и так же, как и он, вели пропаганду в церквах и на улицах Москвы24.
В Москве в Тверском монастыре архимандрит Феоктист ввел единогласие и
проповедь и горячо поддерживал Неронова. Так же энергично поддерживали
боголюбческое движение и представители Печатного Двора во главе с отцом
Наседкой и LU. Мартемьяновым.
Мемуары современников, как, например, житие Аввакума, документы и
переписка, к сожалению, сохранили только немного имен участников этого
движения, главным образом тех из его деятелей, которые после нововведений Никона
остались верны своей программе и старому обряду. Те же, кто остался с
иерархией и церковью, естественно, предпочли не напоминать о своей близости с
вождями боголюбцев и самим движением. По тем же причинам их не упоминают ни
старообрядцы, ни документы церкви. Судя по позднейшему распространению
раскола и по успехам 1645—1652 годов, можно судить, что число боголюбцев все
время увеличивалось.
10. ЕДИНОГЛАСИЕ
После переезда Ивана Неронова в Москву успехи боголюбцев казались им самим
настолько значительными, что к 1649 году они решили поставить вопрос о
единогласии на решение общерусского церковного собора с целью проведения его
в общегосударственном масштабе. Единогласие было главным пунктом их
программы, так как в обновлении полной литургии они видели главное,
мистическое, моральное и учительное средство возрождения церкви и страны. Они,
конечно, ясно отдавали себе отчет, что, несмотря на успешное проведение единогласия
в отдельных церквах столицы и страны, главная масса храмов продолжала
оставаться в руках консервативного и привыкшего к многогласию духовенства,
которое не хотело менять свои стародавние обычаи ради идеалистических целей эн-
тузиастов-боголюбцев. Епископат не мешал им вводить единогласие, где сами
священники и прихожане этого хотели, но вовсе не спешил с обязательным
введением его во всех приходах страны. Вызов протопопа Неронова из Нижнего
Новгорода в Москву в значительной степени объяснялся скорее холодными, чем
дружескими отношениями между столичными боголюбцами и церковной
иерархией. Боголюбцы нуждались в сильном, упорном вожде-проповеднике,
закаленном долгими годами борьбы за единогласие, и, конечно, никого более
авторитетного и опытного, чем Неронов, они не могли найти. Царь в эти годы был еще
очень молод и неопытен, чтобы его слово могло быть решающим для
почтенного старого патриарха и других иерархов, а Морозов, хотя и сочувствовал боголюб-
цам, но до 1648 года был слишком занят государственными делами, чтобы еще
вмешиваться в проблемы обряда, а после бунта 1648 года был фактически отстранен
22 Гиббенет H.A. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. I. СПб., 1882. С. 6.
23 Аввакум. Сочинения... С. 247.
24 Гиббенет H.A. Указ. соч. С. 6.
109