Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Глава III
БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
9. НОВЫЙ ЦАРЬ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Никогда в истории России идеал православного царства не был так дорог царю
и так активно не претворялся в жизнь, как в первые годы царствования Алексея
Михайловича. Правда, это время (1645—1652) нам несколько напоминает лучшие
годы царствования Ивана IV, позднее ставшего Грозным, когда царь сотрудничал
с митрополитом Макарием и Избранной радой. Но и в это лучшее время
царствования Ивана IV правительство не было так вдохновлено самой идеей
благочестивого государства, желанием превратить Московскую Русь в подлинную
Святую Русь, в настоящий Третий Рим. В эти годы сам новый молодой царь Алексей
Михайлович, его ближайшее придворное окружение и его правительство строго
придерживались правил православного благочестия в своей личной жизни и
делали все возможное для утверждения этого идеала в сердцах людей и в церквах
страны.
Когда в 1645 году Алексей Михайлович взошел на престол, ему еще не было
и шестнадцати лет от роду и поэтому совсем не удивительно, что он попал под
влияние близко стоявших к нему людей. Трое из этого ближайшего окружения
царя имели на него особое влияние. Это был пожилой и умудренный опытом
дядька царя боярин Морозов, царский духовник Стефан Вонифатьев и личный
близкий друг юного Алексея молодой Федор Ртищев. Все трое были твердо
преданными церкви и подлинно верующими людьми, для которых вера была частью
их личной жизни и государственной деятельности и основы которой они всегда
стремились претворить в жизнь. Вполне вероятно, что привязанность к ним
царя усилилась в дни его царствования ввиду некоторых неприятных, хотя до сих
пор все еще и не вполне ясных обстоятельств его воцарения. Видимо, некоторые
из придворных, в том числе, кажется, и князь Семен Шаховской, распускали
слухи, что Алексей будто бы не был сыном царя Михаила Федоровича и что царь
Михаил намеревался оставить трон не ему, а принцу Вальдемару Датскому,
которому он прочил в жены свою дочь Ирину1. Может быть, этими слухами можно
объяснить почти что немедленную после смерти царя Михаила высылку из
России Вальдемара Датского и некоторые противопротестантские мероприятия,
которые были приняты властями в виде репрессий против протестантского
окружения принца. Во всяком случае высылка протестантского жениха царевны
Ирины была значительным торжеством всей церковной партии при дворе и в
Москве, во главе которой был сам патриарх Иосиф, затем редактор Печатного
1 Смирнов П. Правительство Б.И.Морозова и восстание в Москве 1648 г. //Труды
Среднеазиатского университета. Серия III. Вып. 2. Ташкент, 1929. С. 4—6.
103