Трилогия Христос и Антихрист. Слово второе. Предотечи Антихриста

Зенин Н.Д. Трилогия Христос и Антихрист. Слово второе. Предотечи Антихриста. -М.: Тип. Т-ва Рябушинских, 1918

Содержание
OCR
36 Если Богъ Гегеля, Всемірная Идея (Логосъ)
гуманизируется и демократизуетсях) въ философіи
Фейербаха, превращаясь въ чувство отдѣльныхъ
личностей, а религія—въ матеріалистическую антро¬
пологію, то у Маркса религія окончательно мате¬
ріализуется и пролетаризируется, понижаясь уже
до продукта экономическихъ условій окружающей
среды: религія здѣсь низводится до частнаго, второ¬
степеннаго вывода (постулата) политической эконо¬
міи. Марксъ-Энгельсова матеріалистическая критика
видитъ въ религіи только «издѣліе человѣческое,
продуктъ невѣжественнаго воображенія или корыст¬
ныхъ побужденій», въ самомъ Богѣ—лишь отраженіе
экономическихъ отношеній, и даже въ Богѣ хри¬
стіанскомъ осмѣливается усматривать «антропологи¬
ческую идеализацію капитализма, жаждующаго
власти и наслажденія» (Масарикъ. 422). Религія,
вызванная, по выраженію Энгельса, «темными перво¬
бытными представленіями человѣка о его собствен¬
ной и окружающей его природѣ» («Отъ классиче¬
скаго идеализма къ діалектическому матеріализму»,
стр. 51 русск. перевода и АіМі-ОиІтгщ. 304 нѣм.
пзд.) и опредѣляющаяся въ своихъ измѣненіяхъ
«классовыми, слѣдовательно, экономическими от¬
ношеніями» (тамъ же стр. 54),—религія предста¬
влялась Марксу отжившимъ свое время суевѣріемъ
(«О еврейскомъ вопросѣ»), «поконченнымъ вопросомъ
для иншллшента, но опіумомъ 2) для народа». Оо-
— У— 1) Очеловѣчиваетгя, шгзводктся до уровня народной гущи.. . *) Дурманомъ. -