К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь

Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь. - Москва, 1892

Содержание
OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
5

2
стола рѣшепъ и вошелъ въ употребленіе согласно с ъ выражеппымъ
в ъ сен броіпюрѣ смысломъ, то пс излишне ознакомить с ъ доводами и
заключепіями преосп. Василія и р у с с к и х ъ читателей, для которыхъ
вопросъ этотъ имѣетъ особенное значеніе.
Брошюра эта в ъ малую 8 - к у , п а 3 6 с т р . — 1 - я страница—титульный лпстъ брошюры, содержании заголовотсъ, приведенный выше. Н а
2 странпцѣ приклеена особая полоса бумаги, н а котором содержится
нзвѣстіе объ упомяііутомѣ нами ріізбйрѣ наСШЩаИі [côWh'ërtîS Mtftp.
Васнлія особого комиссійід; ПЬДлиЙЙМЙ тбііЬтѣ этого извѣстія слѣдуюіцій: 2у)[л.—'Кѵ Е Т Е І OHOOÇ. (jUopioO/j G U V O Ô Y / W Ç ітлтрощ, оиѵі-таиіѵ/)
і/. тсоѵ (А^тротгоХітйѵ Ku'(îxou INiy.oor,u.o'j, XaX/Yjoôvoç КаХХЫхои, Мрѵ.мѵ
'Iwaxetp, Stiavtou 'Л|л£ро>7іои, x a l тіоѵ кргобѵтірыѵ Ѵерраѵой Грѵ)уорх
аруі|лаѵорітои y.aî Xpu-îâvOou ' IspoxXÉouç, T J T i ç èty-ace тЬ izzpï угіротоvîaç '(r,T/j(J.a xat Si'
OTTO V)|A£pop)VÎav rîjç у.О'. No£|x£pîotj той
аОтой È'TOUÇ, àvayvwcOïÎGYjt- тг, ty'. 'lavouaptou atooÇ'. атгг5£Нато -/.ai è - £ y.ûpwce т/jv £v T?j Ttapour;'/] тірау[хат£іа ёхтгЕ<рас|Л£Ѵ7)Ѵ yvw|A'/)v, wç x a t
Г//Ѵ той àp-/^(xàv5piTou 'IwàvvoO, той vöv (Хг(тротгоХітои Katcrapaaç, âv
l o t a r i p a - p a y p - a t i t a £У.5£§ГДСО|Л£Ѵ/)Ѵ, £tç таОтЬ £È cû|J:ûl-toucav. Tfl 5È
x a . 'iouXbu aiooö'. £Ь)тасОу) Xal cuvoStxioç тЬ £У)Т7)|АЙ, x a t èXûO/) c o vto5à ту) yvw|XY) fcat à7cotpâc£t t î j ç ёпітрояѵ^.
'tîv 'AyjaâXo), ту) х(/ S£HT£[x6ptou аіотгу.
3 - я страппцЛ шмуцтитулъ с ъ т ѣ й ѣ же заглавіейъ, что и тит^лъ,
но Ст. Опущепіемъ словъ о принадлежности otoro сочипепія митр.
Васпліго. ІТа 4 - й страпицѣ, в ъ видѣ эпиграфа к ъ сочинепіго, номѣщ е п н слѣдующія слова i m , книги Премудрости Соломоповой: Ты owe
(Господи), владыиествуюі силою, от, кротости еуднши, и съ великимт,
щадѣпісмъ ра.ісмотрясиш насъ; съ Тобою бо есть, егда хощсиси, еже
мощи. Наутль owe ecu люди твои сгщсвыми дѣлы, я ко подобаеш
праведному быти человѣколюбцу. (Гл. XII, ст. 18—19).
5-я страпица irpôXoyoç, предисловіе, содержіітъ упомянутый нами
отвѣтъ м. Васплія натріарху Іоакиму с ъ заглавіемъ: ЫіагоЪг, т.рос,
'Iway.Etjj. uaTpiapyj/jv КмѵстаѴтіѵоиибХесо;. Это носланіе м. ВасИлія в ъ
переводѣ н а русскій языкъ гласить буквально следующее: „Записку
вашего всесвятѣйшества о т ъ 2 5 минувПіаго сентября
получилъ
1 сего октября rt сообпійлъ высокопреподобному
архпмапдриту
Іоаппу, а раішо и приказаиіе ваше, чтобы и мы высказали свое собственное мнѣніе о томъ: допускаютъ ли священные каноны церкви и
какъ (оігок) допускаютъ прнпятіе пресвитера, рукоположепнаго еппскоиомъ нзверженнымъ и схнзматикомъ. Уповая н а богодоходиыя (&ео-

іг£іхІ£аіѵ) молитвы ваши, мы усердно погрузились в ъ пзученіе и нзслѣдованіе п р е д л о ж е н н а я намъ вопроса и, чтобы лучше изъяснить
нредметъ, нмѣющій пемаловажное значеніе, изложили, но данной
('Evoöcav) намъ о т ъ Господа силѣ, каждый в ъ особомъ трактат!:, хотя
и оба пришли къ одинаковому заключение. Посылая сегодня свое р а з сужденіе и ввѣряя его нравомыслепному и глубокому разсужденію (ЕОСЕßoeppovt x a t |3afl'£ta сиѵЕса) вашего веесвятѣишеетва н Свищеппаго
Сѵпода и притомъ извѣщая, что и архим. Іоаннъ пошлетъ свое черезъ дна дня, остаюсь испрашнваюіцішъ богопріятныхъ ( Î I E O O É X T O U Ç )
молнтвъ и благословенія вашего. Апхіальскій В а с н л і н . 1 8 7 4 г . октября 1 7 . В ъ Х а л к н , въ богословской ш к о л ѣ " .
6 - я страпица—бѣлая, а съ 7 - й начинается самое сочиненіе м.
Василія, озаглавленное: Прау[лат£іа, èv f, 'Qr{TEtrat: eïy£ x a t o - w ç £--.трЕтгоіі-тіѵ oî R / J Ç èxxX/jataç xavc.v£ç û£-/£crflat TOÙÇ û~Ô xa{)iflpyj[*évou xat
G/'.AJXATTXOU
È T Î W X Ô - O U yzipoxovrfihtaç
xXqptxouç.
Исходною точкою обсуждепія служить автору то обстоятельство,
что в ъ с в я щ е н н ы х ъ канонахъ вообще (свв. апостоловъ, в с е л е н с к н х ъ и
помѣстпыхъ соборовъ, также и с в в . отцевъ) никакого ясно выраженнаго онредѣленія н е встрѣчается, ни по отношенію къ вопросу о действительности или недѣйствительности хнротоніи изверженными епископами
(-à<; àirXwç Отсо ха!)у)ру)[л£ѵ(0ѵ i ~ w / . b - w v yivo^éva; /_£іротоѵіа;), ни, слѣдователыю, по отношепію къ т о м у — к а к н м ъ образомъ принимать свяіценнпковъ, рукоположенныхъ еиископомъ нзверженнымъ и с ъ тѣмъ вмѣстѣ
схизматикомъ. Отсутствіе такого онредѣленія в ъ с в я щ е н н ы х ъ правилахъ
кажется автору тѣмъ болѣе замѣчательнымъ, что нзверженіе изъ еписконскаго сана не только было не нензвѣстно свв. отцамъ, но и б ы ло дѣломъ обыкновенными В с е , что служило препятствіемъ к ъ нолучепію священства, улсе по тому самому, какъ доказательство недостонпства пасти народъ Господа и служить Е м у , считалось и достаточным!. иоводомъ к ъ изнержепію изъ епнсконскаго с а н а . Т а к ъ наказывался изверженіемъ всякій енискоиъ, обличенный в ъ нрестугіленіи,
вслѣдствіе котораго онъ с ъ самаго начала н е могъ быть в о з в е д е т в ъ
Э Т О Т Ъ с а н ъ ' ) Ц отъ котораго о и ъ должецъ
былъ паставленіемъ с в о IIмъ остерегать ввѣреішую ему паству, чтобы вмѣстѣ с ъ собою представить е е Господу непорочною - ) . Тому же- наказанію подвергались
' ) См. 0 1 и 2 8 правила свв. а н о ф ш в ъ . Ср. также 2 7 правило Васнлія
Нел.; 4 , 2 1 , 2G правила ѴІ-го нселонскаго собора; 2 - е правило 1-го вселенскаго
собора; в ъ томъ * е смыслѣ и 2 1 правило ѴІ-го вселенскаго собора.
'-) Посланіе к ъ Кфесенмъ гл. V , с т . 1—1>.