К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь

Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь. - Москва, 1892

Содержание
OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
21

20
иримѣрами встречающимися в ъ практикѣ Ц е р к в и , ие только въ древnia ') и иовѣіішія, ио и в ъ самый иедавиія времена ').
Съ этнмъ сираведливымъ миѣніемъ о неизгладимости и неотъемлемости священства, согласуется п свящ. катихизисъ Димитрія В е р - иардаки для духовиаго и благочестиваго воспитаиія нравославнаго
юношества, одобренный в ъ 1 8 7 2 г. центральною духовною комиссіею
вселенскаго престола и св. Констаптішопольскимъ Сѵподомъ утверждеппый, получившій педавио и утверждеиіе свящ. Сѵпода Эллинской
церкви. В о т ъ что в ъ немъ говорится дословно: „какъ креіцепіе
одио и н е повторяется, такъ и священство одно, и разъ переданное остается неизгладимымъ отъ того, кому передапо, также какъ
п рукоположепіе или посвященіе, разъ совершенное, не повторяется, если только совершеио правильно, хотя и пповѣрпыми" 3 ). Само
собою разумѣется, что, наоборотъ, неправильно совершенная хиротония, если цаже совершена православпымъ епискоиомъ, недѣйствительпа и пе называется хиротопіею, если о п ъ , папрпмѣръ, рукополаг а е т е иекрещеннаго или нечестиво неремѣняетъ формулу призванія,
вмѣсто благодати Вожіей произнося другія слова своего безумія. Слова ~
призывапія вмѣстѣ с ъ возложеніемъ рукъ составляютъ сущность тайиы
и по этому-то, если опускаются, или нечестиво извращаются, совершенно отмѣняютъ таинство. Что псе касается до частностей п н е существеииыхъ принадлежностей таинства, то они доиускаютъ разиость,
какъ, иапримѣръ, при хиротоиіи еиискоиа, в ъ чииовинкахъ встрѣчается,
кромѣ древней формулы, „ио приговору и одобреиію боголюбезныхъ
' ) См. Васвлія Вел. висьиа 3 6 3 . 3 .
-') Архив. Нилъ, в ъ 1 S 6 8 г . ирибыввіШ съ Лоона в ъ Александрию, чтобы
вослѣ архиы. Евгеиія Ксиронотамина, управлять отъ имени болнщаго натріарха
Александріііскаго Никаиора престоломъ его, н рукоположенный в ъ митрополита
Нентанольскаго, былъ пзвержепъ Констоптинопольскимъ натріархомъ ГригорІемъѴІ
н его Сѵнодомъ. Но ІІилъ, даже называясь и пзбраннымъ иреемникомъ Алексапдрійскаго престола, литургисалъ, крестнлъ собственноручно и совершалъ другія
священнодѣйствія, и но смерти Ннканора, въ 1 8 7 0 г., осилпвъ нартію Евгенія,
иризнанъ былъ правительством'!. истипнымъ преемником'!., нолучнвъ султаискій
бератъ, такъ что натр. Софровій в ъ изданномъ на его имя бератѣ характеризуется какъ преемннкъ Нила, отставленнаго отъ должности. Когда в ъ 1 8 7 2 г .
шгзложивніій Нила Сѵнодъ Константинонольскій нростилъ его, то натр. Софроній
Александрійскій иротестовалъ иротивъ него, но никому не пришло на мысль
сомнѣватьсн в ъ дѣйствителыюсти свяіценнодѣйствій, совсршешшхъ ннзложеіінымъ Ииломъ.
3 ) § 1 1 0 . Конечно, рѣчь идетъ здѣсь не объ пновѣрцахъ,
отвергающихъ
таинство священства, каковы: протестанты в нресвптеріане нашей эпохи.

священников-!, и клириковъ" н иовѣйшая: „но приговору и одобренію
свящеппѣйншхъ мптроіюлнтовъ, архіенископовъ и епнскоповъ" н нроч.
Сверхъ того надо замѣтить, что при хиротопіи совершается таинственное священнодѣйствіе, черезъ которое свыше передается даръ
священства; тогда какъ пизложспіе не таинство, по простой акте., к о торымъ признается мотивированное извержеиіе отъ служенія и такимъ
образомъ прекращается отиравлепіе должности священства н а основаиін изложенных'!, в ъ а к т ѣ мотнвовъ.
Т а к о в ы вообще дапныя автоііа с ъ точки зрѣнія священпыхъ правилъ, практики Церкви и таинства священства. Остается памъ т е перь передать выводы и заключенія митрополита Василія, тоже раздѣленныя н а три главы.
IV.
Изъ всего вышеизложеннаго я в с т в у е т е , в ъ какомъ смыслѣ мы
должны понимать н е только онредѣленія (>8-го правила с в в . аиостоловъ
H друг, каноповъ '), но и миѣнія с в в . отцевъ, высказанный частно И
н а соборахъ, относительно того, что священство еретиковъ (т. с . нрииимающпхъ таинство священства подобно нравославной церкви, а н е
иресвптеріаиъ, вовсе отвергающихъ его), также какъ и шізложеішыхъ,
лишено священиаго характера. Клирики еретиковъ и низложенные в о обще считаются лишеииымн священства и всякой священнической благодати и благословепія, ^потому что нослѣдніе, или явно оказавшись
недостойными священства или н а какомъ-лн другомъ осповаиіи о с у ждеппые, низложеніемъ были лишены права отправлять должности
священства, а еретики, такъ или иначе извращая догматы, лншаютъ
себя сохраияемаго во Христовой Церкви и чрезъ правую и неотложную
в bp у достнгаемаго сиасенія, и слѣдовательно находятся совершепно
вігЬ сиаснтелыіаго ковчега апостольской и каѳоличеекий Церкви, едпнственнаго и нстнннаго источника благодатныхъ даровъ С в . Духа, н е
смотря на то были-ли низложены или иѣтъ первые и х ъ основатели и
епископы, такъ какъ чрезъ ересь, какъ сказано, особенно ж е чрезъ е р е с ь ,
отвергающую вонлощеніе или иначе разрушающую тайну с в . Т р о и ц ы , оші
сами себя отлучаютъ отъ Церкип Христовой *); a впѣ Церкви несомнѣнио

') 3 2 - е прав. ЛаодикіЙск. собора: „Не нодобаеп. отъ еретиковъ принимать благослоиеиіе, кон суть суесловія паче, нежели благословенія.
3 ) Acta Concil., lom.II, png. 7 3 2 — 3 3 .