К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь

Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь. - Москва, 1892

Содержание
OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
15 11
„Вслѣдъ з а тѣмъ Мелетій передал* Александру Алексапдрійскому,
кромѣ г р е х ъ діаконов* и пяти пресвитеров* и 2 8 епнскоповъ, рукоположен иыхъ иыъ для всего Е г и п т а , какъ ВІІДИО изъ того же облич и т е л ь н а я слова Аѳаиасія н а Аріанъ (§ 7 5 ) . Когда принять былъ
Мелетій (лучше бы н е быть сему), блажениой памяти Алексапдръ,
зная его коварство, вытребовалъ у него списокъ какъ епнскоповъ,
к а к і е , по словамъ его, были у него в ъ Е г н н т ѣ , такъ и иресвитеровъ
H діакоповъ, бывшихъ в ъ Александріи и в ъ ея округѣ, если онъ иыѣлъ
т а м * таковыхъ. Сдѣлалъ ж е сіе Алексапдръ, чтобы Мелетій, нолучнвъ
свободу в ъ Церкви, н е сталь бы выдавать многихъ и кого пожеластъ
за имѣющих* священный санъ. Посему о н ъ и составилъ синсокъ
с в я щ е н н ы х ъ лицъ в ъ Е г и н т ѣ " . ІІослѣ этого списка прнсовокуиляетъ
св. отедъ: „сихъ лично Мелетій нредставилъ Александру епископу".
Спустя пять мѣсяцевъ послѣ окопчанія раскола умеръ Алексапдръ - Александрійскій и безиокойный Мелетій, воспользовавшись
этнмъ случаемъ, возбудилъ своихъ послѣдователей ' ) п с н о в а возмутнлъ Е г и п е т с к у ю Церковь, тѣмъ болѣе, что нартія его у ж е соединилась с ъ Аріанамн ііротивъ Аѳанасія В е л и к а я и пѣкто Іоаниъ, нзъ
его друзей, п о с т а в л е н * и х ъ енпскономъ 2 ) . „Ибо не прошло еще пяти
мѣсяцевъ, говорит* с в . Афанасій (тамъ-же § 5 9 ) , какъ блаженной
памяти Алексапдръ скончался; Мелетіане, которым* надлежало оставаться в ъ нокоѣ и почитать з а милость, что, но крайней мѣрѣ, они
приняты подобно нсамъ, (.не забывъ, чтб ими было изрыгнуто, снова

еккХііоіа к а і тшроікіоі кХіірікшѵ, ёпаѵараіѵеіѵ b t тйЕеаі тшѵ протеХеитшѵтшѵ
(ibhuç TOÙÇFCTNÔKÛTTOUÇTUÎÇ Tiîiv тьХеитшѵтоѵ ьттісгкопшѵ), ei ФПФЦ) той TTXI'IOOUÇ
u s i o i фаѵеіеѵ, é m x e i p o T o v o û v T o ç ( = ё т п ф і і ф £ о ѵ т о ? ) той ьяіакбтгои TI'IÇ 'AXetavЬрешѵ éKKXnoiaç. В ъ началѣ 8 6 - г о тома, ч. I ІІатрологіи Мішн есть сочииеаіс
Тимооея, пресвитера Константипопольскаго, рпздѣляющее приходящих* къ Церкви
на три класса; Мелетіане причисляются к ъ тѣмъ, которые принимаются безъ креЩОІІІЯ и мѵрономазанія, только обязанные подавать письменное испонѣдаиіе.
! ) Вѣроятно изъ за престола, такъ какъ, но свидетельству Ёиифанія, Мслетіаиамъ удалось поставить преемником'!, Александра пѣкоего Оеона, едва-ли три
мѣсяца пробывшего.
8 )'Ср. Никиты Хоиіата thcsnur. orlliod. lid., lib. VI, (a Patrol. Migne, lom. 1 4 0 ) .
MeXîtioç ô Tfîç A Ù K O U èmtfKOTTOç. bv n év NiKaîr/ катікріѵе aùvoboç, екХеіпшѵ TÔV
ßiov 'Ішаѵѵпѵ TIVÙ тшѵ аЬтш tfuvi'iüwv àvO 'éauTOÛ KUTéçiidev еттісТкоттоѵ irapù
то Ьотма тшѵ év NiKauy (biiXabi'i XeiToup-pïtfaç miXiv, каі TOI fjv кекшХицёѵо? к а і
Ttâanç îeponpaHîaç à p ï ô ç ) . T o ù ç TOÎVUV TÙ 'Ішііѵѵои фроѵоиѵта? йігеХѲбѵте^ oî
Ttepî Guoeßeiov ёттеіааѵ 'AOavaaîou Kcmrropntfai, ibç où каѵоѵікш? ехбіротоѵііѲіт

стали возмущать Церковь. Почему Е в с е в і й (Никомидскій), узпавъ о
с е м * и иоборая аріанской ереси, посылаетъ к ъ Мелетіанамъ и склопяетъ ихъ многими обѣщаніями н а свою сторону". В ъ другом* м ѣ с т ѣ ( к ъ еписконамъ Е г и п т а и Ливіи—окрулснос иосланіе противъ
Аріанъ § 2 2 ) говорится: „Ибо в отъ совершилось пынѣ то, к ъ чему
издавна стремились приверженцы Е в с е в і е в ы ; они сдѣлали, что Церкви
у насъ похищены, епископы и пресвитеры, не нмѣишіе с ъ ними общенія, изгнаны, какъ имъ хотѣлось; lieft, кто отвращается н х ъ , удалены
изъ Церкви; переданы же Церкви ein Аріанамъ, которые столько уже
времени осуждены, переданы для того, чтобы, в ъ виду соедппенія с ъ
пнми n лнцемѣрія Мелетіаиъ, безопасно и м * было изрыгать в ъ церкг а х ъ почсстивыя свои реченія" и т. д. Т а к и м * образом* р а с к о л * М е летіанъ, соединенный с ъ разпообразпымъ Аріапствомъ, продолжался
до V I I столѣтія, и обращающіеся отъ пего к ъ Церкви принимались
къ общенію, по свидѣтельству Ѳеодора Студнта ' ) , безъ крещенія н
мѵропомазапія. Но вѣроптпо клирики, обращающіеся нзъ ппхъ, утверждались в ъ своихъ с т е п е н я х ъ молитвою, с ъ возложепіемъ рукъ, согласно съ постановленіемъ I В с е л е н с к а я собора, выражепнымъ в ъ ііыіпеуномянутом* соборном* послапіи и в ъ 8 - м * правплѣ, также к а к * и
с * древиимъ .обычаем* Ц е р к в и .
Кромѣ этой вселенским* соборомъ употреблеппой и, слѣдовательно, авторитетной п многознаменательной практики церкви, и с в . Фотій упоминаетъ о слѣдующихъ с л у ч а я х * . П е т р * М о г г ъ ( 4 8 0 г . ) , е щ е
въ с а н ѣ пресвитера назначенный с в . ІІротеріемъ, впослѣдствін содѣйствовашпій Тимоѳею убійцѣ, при уГнеиін святого послѣ смерти его
похитнлч, престолъ Александрійскій и каждый день иредавалъ а п а оемѣ соборъ Халкпдонскій. Лица, бывшія в ъ ереси и получпвшія отъ
него хнротопію, по иокаянін приняты в ъ сущемъ н х ъ сапѣ, хотя р у коположи ВІІІІЙ н х ъ былъ пизложеннымъ, убійцею и еретнкомъ. А к а кія ( К о н с т а н т и н о п о л ь с к а я 4 8 1 — 9 ) при жизни низложили рнмляпо,
а по смерти, о т п р а в и т , посольство к ъ Іустнпу, воцарившемуся послѣ
Аиастасія, вычеркнули имя его изъ днптпховъ. Т ѣ м ъ n e мепѣе руконоложенныхъ имъ нмѣли своими сослужителями. s ) О б в и н я л * лее Акакія Рпмскій епнекоиъ Снмилицій з а т о , что о н ъ покровительствовал!,
приверженцам!, А л е к с а и д р і й с к а я Петра. М о г г а Монофизптам* и пмѣлъ
общепіе с ъ ними, а преемник!, Спмплиція Филнксъ и осудил* А к а -

') -10-е посланіе к ъ ІІаикратію.
-) См. стр. 5(і2 письма Фотія, пзд. Валеттою, Лондон* 1 8 6 4 г .