К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь

Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь. - Москва, 1892

Содержание
OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
13 11
н рукоположеніе, совершенное епнскопомъ пнзверженнымъ, дѣйетвительно. Первый примѣръ такого рода ветрѣчается н а I Вселепскомъ
соборѣ, разрѣшившемъ вопроса. о расколѣ такъ называемыхъ М е л е тіяиъ, оснонателемъ к о н х ъ былъ Мелетііі или Мелитііі, еішскоіп. Н и кополя- Ѳиваидсваго в ъ Е г и н т ѣ . Б о т ъ , что нишетъ объ этомъ М е летіп с в . Аѳанасій въ защитителыюмъ своемъ с л о в ѣ нротнвъ А р і а н ъ
(§ 5 9 ) : „ У насъ до гоненія епискоиомъ былъ П е т р ъ , который во время
гоненія скончался мученически. О и ъ н а общемъ соборѣ епискоиовъ
(въ 3 0 1 или 3 0 2 г г . ) пизложилъ Мслетія, обличепиаго въ разныхъ
беззаконіяхъ и далее в ъ жертнонрнпошоши ндоламъ. Ио Мелетій un
къ другому собору н е нрибѣгалъ, ни старался оправдаться передъ
бывшими нослѣ Петра епископами, и произвели, расколъ; дерлеащіеся
его стороны доныиѣ вмѣсто хрнстіапъ пмяпуются Мелетіанами.
В с к о р ѣ сталъ оиъ злословить сиисконовъ, в ъ началѣ самаго Петра,
нослѣ него оклеветалъ Ахилла, послѣ Ахилла Александра; и въ ссмъ
постуналъ о н ъ ухищренно, научившись тому у Авессалома, чтобы
ему, такъ какъ пизложеніе приводило в ъ стыдъ, молено было обольстить, хотя п е о п ы т н н х ъ , клеветами. А меледу тѣмъ, пока дѣйствовалъ
такъ Мелстій, появилась ц аріанская ересь. Ио ересь н а Нпкейскомъ
соборѣ предана аиаѳемѣ, н Аріаие низвергнуты; Мелетіаие лее
какнмъ-то образомъ приняты" ' ) . Р а з р ѣ ш е н і е раскола Мелстіанъ
I В с е л е н с к н м ъ соборомъ сдѣлано т а к ъ , что соборъ до пусти.іъ прииятіс самою Мелетія, только съ имеисмъ и честію
епископа,
но безо всякой действительной власти епископа, а другихъ рукоположеішыхъ симъ еннскопомъ преевптеровъ п діаконовъ припялъ па
т а к и х ъ ж е условіяхъ, н а конхъ и обращающихся къ Церкви Иаватіаиъ, т. е. каждаго в ъ своемъ чинѣ и только черезъ возлолесиіо н а
ппхъ рукъ, с ъ молитвою, какъ повѣствуетъ с в . соборъ в ъ носланіи
своемъ к ъ церкви Алексаидрійскоіі: „Ио тогда какъ благодать Божія
освободила Е г и п е т ъ отъ пагубнаго учепія и богохульства и отъ т ѣ х ъ
людей, которые дерзали возбуждать распри и раздѣленія в ъ иародѣ,
нрнмиренномъ свыше, оставалась еще в ъ своей силѣ дерзость Мелетія н руконололеенныхъ нмъ. Пзвѣщаемъ васъ, возлюбленные братія,

' ) См. Сократа Цорк. Исторію I, G: a ' Y n ô ТТетрои TOÛ етпокішои 'AXtSavTOÛ
éni ДіокХіітіаѵоО (japTupi'icfavToç MeXÎTiôç TIÇ JLIIÔÇ TÛJV t v AiT Û T T T U I ттоХешѵ tnicTKonoç каѲі.іреОіі bi' aXXaç те noXXàç aÎTÎaç, каі цаХістта ÖTI
tv тш Ьіштцш (ірѵііочімеѵос; тііѵ иіатіѵ еттёѲиаеѵ. O Û T O Ç KitOaipeOeîç rcoXXoûç
те ècTxnKiùç TOÙÇ éno|.iévujç éaumi, aîpeoiâpxiiç катеатіі тшѵ äxpi vûv iE a û TOÛ к а т « TI'IV A ï ' F U I T T O V МеХітіаѵшѵ каХоицеѵшѵ».
bpeiaç

и о томъ 4TÖ касательно этой секты соборъ онредѣлилъ. По н ѣ к о т о рой снисходительности к ъ Мелегію (судя ж е строго, оиъ ие стоилъ никакой снисходительности) соборъ оиредѣлилъ, чтобы Ме.іетійоставался въ
своемъ городѣ, но безъ права рукополагать, подавать голосъ при избраніи епискоиовъ, являться съ этою цѣлію в ъ селеиія и города, а
сохраиялъ бы только одно имя своего достоинства. Ч т б лее касается
до поставлен и ыхъ имъ, то соборъ опредѣлилъ: после ихъ утверждения более таинственными рукоположеніемъ (аистшо-грсс уаротоѵіа fiz(ЗаиоѲЬт*;) ') допустить ихъ к ъ церковному обшепію, но с ъ тѣмъ,
чтобы они въ достоинств!; и елулееніи всегда занимали второе мѣсто
іюслѣ в с ѣ х ъ священнослужителей в ъ какой бы то ни было еиархін и
церкви, нрипявншхъ руконо.юженіе отъ досточтпмѣишаго служителя
нашего Александра. Т а к ж е отнюдь не позволяется нмъ ни избирать,
кого пмъ угодно, на евящеипыя сгенеин, ни подавать голоса в ъ чыо либо
пользу и вообще ничего ие дѣлать безъ согласія епискоиовъ каѳолнческой и апостольской Церкви, находящихся нодъ унравлепіемъ Александра, святѣйшаго сослулентеля нашего. Ианротнвъ т ѣ , которые ио благодати Божіеіі и вашнмъ молнтвамъ не увлечены ни в ъ какой расколъ
и живутъ в ъ пѣдрахъ каѳолнческой Церкви, т ѣ имѣютъ власть и право
какъ избирать, такъ и предлагать имена достойпыхъ быть в ъ клпрѣ,
и вообще дѣлать в с е , чтб оиредѣлеио законами и церковными постаиовлепіями. Е с л и же кто изъ церковпыхъ священнослулсителей умрстъ,
то и а мѣсто умершаго могутъ быть допускаемы н недавно присоединенные к ъ Церкви, если только они окалеутся Д О С Т О Й Н Ы М И и если
пзберетъ и х ъ народъ, впрочемъ, с ь согласііі н утисрждепін А л е к с а н дрійскаго епископа. Это позволено и всѣмъ ирочимъ. С ъ Мелетіемъ
лее такъ ностунлеио ио прнчинѣ высказаипаго имъ своевольства, его
безразеуднаго и упоішаго нрава: ие дапо ему никакого права и власти какъ человѣку, который снова молеетъ иронзвесть такіе лее, какъ
прежде, безпорядкн" •).

') Касательно многорааличнаго зиаченіп словъ хеіротоѵеіѵ, хефотоѵіа, хеіpoüeoia, см. Толкованіе нравнлъ в Thesauruni Ueclesiasticuin Суикира. Изъ нослѣднііго также видно, что и выраженіе циотікштери x t l P°™vine значитъ рукопо.іожсніс, снова совершаемое потпорснісмъ таинства, такъ
какъ смыолъ итого выраженін объненнетен ne только S - м ъ врашиомъ н подобными ему послѣдуіоіцпміі опредѣіснінші с в в . отцевъ, no п словомъ ßtßaioüv,
означающим!, утверждсніе н укрѣиленіе венкаго дѣлп или свнщеннодѣііствііі.
'•') См. Дѣннін Соборііын но Казанск. нзданію, т. I, Казань 1 8 8 7 г., стр. 7 S —
7!). Ср. Созомеиа Церк. ІІсторію, I, 2 4 : T o ù ç bè l'ibi] nap' aÙToû МеХггіои
KATAÔTÔVTAÇ коіѵшѵеіѵ ка\ Хеітоир-fcîv, b e u T e p e û e i v b è T a î ç xij-iaîç TIÛV èv ёкаоті,]