Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ этот пример, как это делают и авторы некоторых сочине¬
ний Нового Завета (2-го послания Петра и Иуды). Кни¬
жицы Еноха содержат множество других важных особен¬
ностей: в некоторых из них приводится то, что можно при¬
нять за самые ранние еврейские образчики апокалипсисов,
в которых исследуется от начала до конца история чело¬
вечества; а один из них посвящен астрономической ин¬
формации — самый ранний еврейский текст подобного
рода (возможно, написанный в III в. до н. э.). Среди многочисленных фрагментов, найденных в пеще¬
ре 4, встречается относительно большое число манускрип¬
тов Еноха. Все они написаны на арамейском. Семь ману¬
скриптов включают части трех книжиц: Книги стражей
(гл. 1-36), Книги видений (83-90) и Послания Еноха (91-
107). В еще четырех манускриптах приводятся части дру¬
гой книжицы — Астрономической книги (гл. 72-82). Уче¬
ных заинтриговало то, что ни один из 11 манускриптов не
содержит и слова из Подобий или Притч Еноха (гл. 37-71).
Эти главы всегда представляли особый интерес для иссле¬
дователей Нового Завета, поскольку в них центральную
роль играет персонаж, названный «сыном человеческим».
В конце он идентифицируется как Енох. Ученые давно
спорят, не могла ли эта концепция всесильного сына че¬
ловеческого, который будет участвовать в страшном суде,
послужить источником, из которого черпали авторы но¬
возаветных евангелий, преподнося Иисуса как сына чело¬
веческого. Теперь этот спор принял новый оборот. Неко¬
торые, в том числе Ю. Т. Милик, который редактировал
фрагменты Еноха, заключили, что, поскольку Подобия Ено¬
ха отсутствовали в Кумране, а все прочие части 1 Еноха
имелись, Подобия, должно быть, являются более поздним
сочинением. Если это так, они, вероятно, были написаны
после Евангелий и тем самым не могли служить источни¬
ком для евангелистов. Другие полагают, что Подобия мо¬
гут происходить из другой ветви иудаизма, не кумранско- 90