Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 6. Свитки и Новый Завет гущественные ангелы, в положенное время Бог вмешает¬
ся в схватку и подарит победу сынам света. Подобный язык не должен выглядеть незнакомым для
исследователей Нового Завета. Аналогичную риторику
можно найти в писаниях Павла и Иоанна. Я уже рассма¬
тривал 2 Кор 6:14-7:1, куда затесался ряд слов и фраз, зву¬
чащих по-кумрански. Павел спрашивает: «Ибо какое об¬
щение праведности с беззаконием?» (6:14). Сочинения
Иоанна в Новом Завете долго считались наиболее про¬
дуктивным источником сравнительного материала в тео¬
логических вопросах. Подобно кумранским участникам
завета, Иоанн прибегает к противопоставлению свет/тьма
не в буквальном, а в этическом смысле. Иоанн 8:12 цити¬
рует Иисуса: «Я свет миру; кто последует за мною, тот не
будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Соглас¬
но Иоанну, два царства пребывают в долговременном кон¬
фликте: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1:5).
В 12:35-36а мы читаем слова Иисуса: «Еще на малое вре¬
мя свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объ¬
яла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доко¬
ле свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (см.
также 3:19-20; 1 Иоанн 1:6; 2:9-10). Таким образом, по¬
следователи Иисуса, как и обитатели Кумрана, именова¬
ли себя «детьми (буквально: сынами) света».* Второй доктринальный пункт касается надежд, лелее¬
мых двумя общинами. Христианские представления о кон¬
це мира известны: Христос вернется, будет воскресение и
праведников и нечестивцев, и Христос одержит итоговую
победу над грехом и смертью (см., например, 1 Кор 15:20—
28.51-57). Воскресение Иисуса интерпретируется как га¬
рантия, что верующие в него также будут воскрешены. * Какие еще доказательства нужны для признания факта, что
кумраниты и ранние христиане принадлежали к одному и тому
же сектантскому движению?! 319