Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ бутируются ли они мессианской фигуре или на них при¬
тязает нечестивый правитель, который их не заслуживает?
Последнее кажется более вероятным. Наконец, следует коснуться 4Q285, так называемого
Текста с пронзенным мессией (официально известного как
Книга войны, вместе с 11Q14), который привлек большое
внимание, когда стал впервые доступен в начале 1990-х гг.
В то время некоторые думали, что он подтверждает обви¬
нения, согласно которым вступившая в сговор первончаль-
ная группа редакторов спрятала текст от широкой публи¬
ки, поскольку он опасен для христианства (см. гл. 7 о кон¬
фликтах вокруг свитков). Обсуждаемый фрагмент содержит
несколько слов, расположенных на шести строках. В пер¬
вой строке упоминается «Исайя пророк», а вторая цитиру¬
ет первые слова Ис 11:1 («И произойдет отрасль от корня
Иессеева»). Далее продолжает использоваться язык Исайи
11:1: упоминается «отрасль Давида» (строка 3), а глагол
«судить» связывает текст с Ис 11:3-4. Наибольший ажио¬
таж вызвала строка 4. Роберт Эйзенман, ученый, который
привлек к ней общественное внимание, прочитал ее следу¬
ющим образом: «И они убили (или убьют) князя сообще¬
ства, отрас[ль Давида]». Как уже отмечалось, «отрасль Да¬
вида» — одно из кумранских обозначений нежреческого
мессии. Пятая строчка содержит слово, которое Эйзенман
принял за «его раны» или «его пронзение» (отсюда и не¬
когда популярное наименование текста). Поняв текст та¬
ким образом, он подумал об использовании христианами
Исайи 53 при интерпретации смерти Иисуса: «он изъяз¬
влен был за грехи наши» (53:5). Казалось, что фрагмент
предлагает примечательный прообраз испытания христи¬
анского мессии. Позже фрагмент был подвергнут тщательному изуче¬
нию, которое привело к более осторожным заключениям.
Здесь следует отметить несколько моментов. Во-первых,
поскольку первая строка упоминает Исайю, а следующие 312