Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ возаветные последователи Иисуса вспоминали, а также
ожидали одного мессию, который исполнит и царские, и
культовые функции.* Базовые сходства показывают, что две общины руко¬
водствовались родственными мессианскими верования¬
ми. Поэтому неудивительно, что обе, завися от еврейских
писаний, используют для мессии(й) некоторые из тех же
самых титулов. Разумеется, обе употребляют термин мес¬
сия. Несколько кумранских текстов (один из них — Фло-
рилегиум) называют политического мессию «отраслью
Давида» (заимствование из Ис 11:1; Иер 23:5; 33:15). Но¬
вый Завет не употребляет точного эквивалента, но гово¬
рит о Иисусе как о «корне Давида» (Отк 5:5; 22:16). Еще
один титул, прилагаемый к Иисусу в Новом Завете, те¬
перь засвидетельствован в Кумране впервые в его семит¬
ской форме. В Лк 1:32-33 ангел, явившийся Марии, что¬
бы объявить, что она станет матерью чудесного ребенка,
предсказывает ей: «Он будет велик и наречется Сыном
Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, от¬
ца его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и
царству его не будет конца». Ребенок также будет свят и
«наречется Сыном Божиим» (1:35). Впечатляющая парал¬
лель некоторым из этих титулов встречается в 4Q246 (Ара¬
мейский апокалипсис), соответствующаая часть готорого
гласит: ...он будет велик на земле... сделают и все будут слу¬
жить... [велик]им будет он назван (или назовет себя) и
своим именем отмечен (или отметит себя). Сыном Бо¬
жьим будет он провозглашен (или провозгласит себя),
и Сыном Всевышнего его назовут (1.7-2.1; р. 577). * Можно вспомнить, что в Дамасском документе фигурирует по¬
мазанник (!) Аарона и Израиля, хотя исследователи, которых
такое прочтение текста не устраивает, исправляют единствен¬
ное число на множественное (см. гл. 4 В.6). 310