Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ не идентифицировано с надежностью, но они, по-видимому,
располагались севернее, чем Кумран. Однако его деятельность
в пустыне близ Иордана вполне могла привести его в окрест¬
ности Кумрана или даже в само поселение. Крещение Иоан¬
на в целях покаяния схоже с кумранским предписанием об
омовении в воде для очищения и освящения (1QS 3.4-5,9).
В Уставе сказано: «Пусть не входят в воду, чтобы прикоснуть¬
ся к чистой пище (чистоте) святых людей, ибо очищаются
лишь, если раскаялись в своем зле, ибо нечисты все престу¬
пающие Его слово» (5.13-14; р. 104). Кумрансьсий комплекс
изобилует цистернами, некоторые имеют лестницы, уходив¬
шие в воду, — факт, показывающий, что они использовались
для регулярных ритуальных купаний теми, кто принадлежал
к общине. Вероятно, Иоанново крещение и кумранские риту¬
алы в чем-то отличались. Например, Иоанново крещение, по-
видмому, совершалось для каждого кающегося лишь однаж¬
ды. Кумранские омовения почти наверняка были многократ¬
ными, даже ежедневными. Тем не менее оба вида омовения — Иоанново и кумранские — в конечном счете связаны с по¬
каянием и, в отличие от прозелитического баптизма, предна¬
значались для иудеев.* Следует также помнить, что тексты
объясняют миссию и кумранской общины, и Иоанна Крести¬
теля посредством одной и той же цитаты из писания — Ис
40:3. Устав общины (1QS 8.12-15) цитирует этот стих, пока¬
зывая: секта верила, что она исполняет слова пророка, удаля¬
ясь в пустыню буквально, чтобы подготовить там путь Госпо¬
ду посредством изучения Моисеевой Торы. Все Евангелия
связывают стих с проповедью Иоанна как предтечи Иисуса. * Из информации де Во можно сделать вывод, что после зем¬
летрясения 31 г. до н. э. кумранская система водоснабжения
перестала функционировать должным образом (см. прим. в гл.
4 А.2.а). Если это так, тогда сектанты, которые обитали в райо¬
не Кумрана в фазе II, совершали свои омовения в естествен¬
ных водоемах, подобно тому как делали это ученики Иоанна
и Иисуса. 298