Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 6. Свитки и Новый Завет Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези
Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да
понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сде¬
лаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Бо-
жие» (Лука 3:3-6 = Ис 40:3-5; см. также Мф 3:3; Мк
1:2-3, оба которых цитируют только Ис 40:3). Проповедь Иоанна была отмечена эсхатологической
потребностью, необходимостью покаяния перед тем, как
займется великий день и явится Господь. Матфей и Марк
также добавляют описание необычного одеяния и пищи
Иоанна (Мф 3:4—5; Мк 1:6), и они, вместе с Лукой, сооб¬
щают, что он крестил людей в реке Иордан (Мф 3:5-6; Мк
1:5; Л к 3:3, где Лука говорит, что «он проходил по всей
окрестной стране Иорданской»). Решительные, открытые
призывы Иоанна взволновали народ, и он, не колеблясь,
указывал своим слушателям на их грех и его возможные
последствия (Мф 3:7-10; Лк 3:7-14). Лука сообщает, что
Иоанн сам стал объектом интереса своей аудитории: «Ко¬
гда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах
своих об Иоанне, не Христос (мессия) ли он...» (3:15). В от¬
вет Иоанн объявил о приходе «сильнейшего», чем он, ко¬
торый будет крестить не водой, как он, а Святым духом и
огнем и который явится, чтобы вершить суд (Лк 3:16-18;
см. также Мф 3:11-12; Мк 1:7-8; Ин 1:19-28). Разумеет¬
ся, Иоанн в итоге крестит Иисуса в памятной сцене, а поз¬
же его заключают в темницу* и обезглавливают. В новозаветном портрете Иоанна многое напоминает кум-
ранскую общину и ее тексты. Возможно, Иоанн иногда осу¬
ществлял свою деятельность достаточно близко к Кумрану.
Евангелие Иоанна локализует его крестильную проповедь
«в Вифаваре при Иордане» (1:28) и «в Еноне, близ Салима,
потому что там было много воды» (3:23). Ни одно из этих мест * Сравни с пассажем из Благодарственных гимнов: «[Но]га моя
охвачена оковами...» (1QH 16.34 ранее 8.34). 297