Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 6. Свитки и Новый Завет (3) Нагорная проповедь Еще одним разделом, который предлагает несколько слов
и фраз, напоминающих кумранские, является Нагорная про¬
поведь в Матфее 5-7. Одно из этих выражений — «бедные
духом» (Мф 5:3; 1QM 14.7). Среди действий, к которым при¬
зывает проповедь: воздержание от клятв (5:33-37), которое,
согласно Иосифу Флавию (Древ. 15.371 или 15.10.4), отли¬
чало ессеев, и готовность подставить другую щеку (5:38-39;
1QS 10.17-18). Более того, антитеза в проповеди («вы слы¬
шали, что сказано... а Я говорю вам...») напоминает один из
приемов, которым некоторые предписания Торы (4QMMT)
предваряют изложение разногласий между сектой и ее оп¬
понентами: «вы знаете... мы считаем/говорим». Хорошо знакомый раздел Нагорной проповеди, запо¬
веди блаженства (Мф 5:1-12), имеет параллель в 4Q525
(Блаженства). Этот поучительный текст из пещеры 4 так¬
же содержит ряд предложений, каждое из которых начи¬
нается с «Блажен...» или «Блаженны...» и характеризует
добродетельного человека или группу людей. Например:
«Блажен человек, который обрел мудрость и ходит в за¬
коне Всевышнего» (2.3-4; р. 424). Между двумя текстами
нет обширных лексических совпадений, но они имеет об¬
щую форму (см. Пс 1:1). 2. Персонажи Долгое время людей привлекала идея, что личности, ко¬
торые фигурируют в Новом Завете, могут иметь что-то об¬
щее с Кумраном. Некоторые даже утверждали, что нашли
новозаветных персонажей, скрытых за такими эпитетами,
как «Учитель праведности» и «Нечестивый священник»,
но у этих теорий оказалось немного сторонников. Имеют¬
ся ли какие-то основания считать, что некоторые новоза¬
ветные фигуры имели контакт с Кумраном и местной груп¬
пой, пусть даже они не названы по имени или титулу? 295