Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ бы использовать в качестве аргумента. Содержание свит¬
ка отражено в других местах (например, его календарь,
его заповедь о повешении преступника), но авторы дру¬
гих текстов не упоминают свиток под каким-либо узна¬
ваемым наименованием в качестве авторитетного источ¬
ника. Однако трудно представить, что текст, который
преподносит себя читателю как речь самого Бога Мои¬
сею и чье содержание было весомым в Кумране, сам по
себе не рассматривался в качестве авторитетного произ¬
ведения. О том, что какая-либо иудейская группа впо¬
следствии считала Храмовый свиток каноническим пи¬
санием, данных нет/ Кумранская литература является единственным име¬
ющимся у нас примером еврейской библиотеки послед¬
них веков до нашей эры и I в. н. э., из которого мы можем
почерпнуть данные о «каноническом» сознании. Тексты
показывают, что в Кумране пользовались большим ува¬
жением книги Закона и Пророков, а также Псалмы и Да¬
ниил. В них содержится, в лучшем случае, мало свиде¬
тельств, что столь же почитаемыми были книги из более
поздней категории Писаний. Они также демонстрируют,
что авторитетными были и другие книги: прежде всего
Юбилеи и части 1 Еноха, а также Храмовый свиток и, ве¬
роятно, какие-то еще, например, комментарии. Таким об¬
разом, создается впечатление, что у кумранитов не было * На наш взгляд, Храмовый свиток исходил от человека, который
назван в свитках Лжецом, — от одного из основных противни¬
ков кумранитов. Как явствует из комментария на Аввакума, он
был членом общины на ее начальном этапе, а затем, не поверив
словам Учителя праведности, организовал собственную груп¬
пу (см. гл. 2 С.а.1). Отсюда и ряд совпадений между Храмовым
свитком и другими кумранскими текстами; отсюда и риторика
от лица Бога, обусловленная самонадеянностью автора. Со¬
чинение Человека лжи вполне могло оказаться в Кумране, но,
само собой, не могло рассматриваться как авторитетное. Об
идентификации лжеца см. прим. в гл. 4 С. 280