Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 5. Свитки и Ветхий Завет того, насколько важной книга была для общины. Суммар¬
ное количество копий, равное 14 или 15, отводит ей место
после Псалмов, Второзакония, Исайи, Бытия и Исхода
среди библейских книг. Кроме того, Юбилеи явно афи¬
шируют себя как божественное откровение. Местом дей¬
ствия в книге является гора Синай. Бог призывает Мои¬
сея на гору в 16-й день третьего месяца (ср. Исх 19:1) и
описывает там прошлое и будущее Израиля. Все содержа¬
ние книги — это или слова Бога, произнесенные непосред¬
ственно им (гл. 1), или инструкция, которую он дает Ан¬
гелу лица, чтобы тот продиктовал ее Моисею по небесным
скрижалям. Как следствие, при любом использовании кни¬
ги читатель сталкивается с притязанием на вдохновен¬
ность, которое она к себе прилагает. В Кумране Юбилеи также цитируются как авторитет¬
ный источник. В Дамасском документе 16.2-4 (р. 137) го¬
ворится: «И определение сроков, в которые Израиль был
слеп ко всему этому, — ведь оно точно разъяснено в Книге
деления времен по их юбилеям и их седмицам». Выделенное
курсивом заглавие книги соответствует названию, давае¬
мому Юбилеям в ряде древних источников, в том числе и
в ней самой. Для автора Дамасского документа Юбилеи,
которые претендуют на богооткровенность, являются со¬
чинением, в котором можно найти точные указания об исто¬
рических периодах. Использование слова перуш («опреде¬
ление»), вероятно, также значимо: в других местах оно свя¬
зано с библейскими книгами. В первой строке того же
столбца, в связи с законом Моисея, употреблен термин, пе¬
реведенный как «точно разъясняется». Возможно, Дамасский документ основывает на Юби¬
леях еще одно положение. В десятом столбце возраст су¬
дей определен в пределах между 25 и 60 годами. «А от ше¬
стидесяти лет и выше пусть никто не представляется на
судейство для сообщества, ибо за неверность людей умень¬
шились их дни, и когда пылал гнев Бога на жителей зем¬ 275