Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 5. Свитки и Ветхий Завет Иеремия не цитируется как авторитетный источник, хо¬
тя Дамасский документ (стлб. 8) упоминает его, а тексты,
связанные с Иеремией, были обнаружены в пещере 4. От¬
сутствие в перечне других книг не означает, что они были
маловажными или что сочинители на них не ссылались.
Это означает лишь то, что они не цитируются в подкреп¬
ление мыслей, которые выражают эти конкретные авто¬
ры. Но тот факт, что, помимо одной ссылки на Притчи,
только Псалмы, наиболее популярная библейская книга
в Кумране, и Даниил, также хорошо известный там, слу¬
жат в качестве удостоверяющих текстов из Писаний, пред¬
полагает, что если автор хотел найти надежное подтверж¬
дение своему тезису, он чаще обращался к Закону и Про¬
рокам, чем к Писаниям. Несколько формул, которые вводят цитаты, заслужи¬
вают упоминания. Дамасский документ, стлб. 3, цитиру¬
ет Втор 9:23 со словами «Он сказал им». Далее «Он» иден¬
тифицируется с «их Создателем». Дамасский документ
6:13 дает выдержку из Мал 1:10 и предваряет ее фразой
«как сказал Бог». В том же сочинении (19:11-12) приве¬
ден пассаж из Иезекииля, сопровождаемый словами «о чем
(Он) сказал рукою Иезекииля», где «Он» — это, разуме¬
ется, Бог. Дамасский документ 8:9-10 добавляет к словам
из Втор 32:33 фразу «о которых сказал Бог». В поэме, адре¬
сованной Богу, автор Устава войны (стлб. И) рассматри¬
вает Чис 24:17-19 и Ис 31:8 как откровение Бога. Кроме того, следует помнить, что несколько библей¬
ских книг стали в Кумране объектом комментариев: Исайя
(6 комментариев), Псалмы (3), Осия (2), Михей (2), Со-
фония (2), Наум (1) и Аввакум (1). Таким образом, Со-
фонию и Аввакума можно добавить к перечню произве¬
дений, тексты которых были в Кумране явно авторитет¬
ными. По крайней мере относительно тех книг, которые в Кум¬
ране служили в качестве священного писания, мы можем 273