Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ Семь текстов, представленных выше, являются наибо¬
лее прямыми свидетельствами об истории канона. Они
показывают, что их авторы разделяли священные книги
на три категории: закон, пророки и остальные сочинения,
наиболее известным из которых были Псалмы. Ряд дру¬
гих текстов, не рассматривающихся здесь, упоминают
лишь две категории: закон и пророки. Только 4 Ездры и
Иосиф Флавий указывают количество книг (оба, очевид¬
но, подстраиваются под количество букв в алфавите),
и лишь один Иосиф приводит достаточно сведений, по¬
зволяющих читателю определить практически все его
22 книги. Тем не менее сохраняется некоторая неопреде¬
ленность в отношении того, какие именно книги включи¬
ли в свой список все процитированные авторы. Напри¬
мер, все ли они предполагают, что среди священных книг
была Песнь Песней? Между ними существует определен¬
ное согласие в отношении ключевых книг (закона, проро¬
ков с Псалмами и, возможно, некоторых других), но в ис¬
точниках не просматривается единодушия относительно
всех деталей канона. Не следует также забывать, что иуда¬
изм включал в себя различные группы в течение столетий,
охватываемых текстами, процитированными выше. Фари¬
сеи и саддукеи могли расходиться во мнениях о точных
рамках своих писаний, и то же самое могло быть в случае
других групп. Мы не знаем, когда в еврейских общинах за¬
кончились в целом споры о каноне. Обычно считалось,
что так называемый совет в Ямнии (Явне) — раввинское
собрание — принял окончательные решения около 90 г. н. э. Однако современные эксперты в вопросах канона опро¬
вергли это утверждение и подчеркивают, что единствен¬
ные дискуссии о каноне среди ямнийских руководителей
касались лишь того, следует ли считать подлинно библей¬
скими одну или две книги (например, Есфирь). У нас нет
данных, что ямнийские раввины определили канон или
издали о нем какой-то авторитетный указ. По-видимому, 268