Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 5. Свитки и Ветхий Завет ранской общины, но не для других групп). Как прави¬
ло, эти тексты содержат множество ошибок и исправ¬
лений и могли быть скопированы с манускриптов,
которые напоминают более поздний масоретский текст
(процент не указан). 2. Протомасоретские тексты, которые сильно напомина¬
ют согласные более позднего масоретского текста —
47 % библейских манускриптов. 3. Предсамаритянские тексты, которые очень похожи на
более позднее самаритянское Пятикнижие, но не со¬
держат особых самаритянских добавлений — около 6,5 % (свитков с книгами из Пятикнижия). 4. Тексты, близкие предполагаемому еврейскому источ¬
нику Септуагинты. Тов считает, что манускрипты, от¬
несенные сюда, представляют собой менее однородное
собрание — около 3,3 %. 5. Нейтральные тексты, которые не согласуются или не
расходятся систематическим образом с другими сви¬
детельствами — остальные 47 %. (Проценты не дают в сумме 100, поскольку третья ка¬
тегория подсчитана только для части манускриптов.) Пять групп Това полезны в некоторых отношениях, но
проблематичны в других. Первая (тексты, написанные
в особом кумранском стиле) — это не текстуальный тип;
они сведены вместе только из-за манеры письма, присут¬
ствующей в манускриптах. Процент библейских свитков,
попавших в категорию 2, раздут: Тов считает как специ¬
фически протомасоретские копии, которые согласуются
и с масоретским текстом, и с самаритянским Пятикнижи¬
ем, но их с таким же успехом можно было бы поместить
в категорию 3 (предсамаритянские тексты), так как масо¬
ретский текст и самаритянское Пятикнижие почти всегда
имеют одинаковую редакцию. В результате, процент для
категории 3 соответственно занижен; она содержит свит¬ 247