Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ глаз у каждого из них и не давал Израилю спасителя.
Среди Израильтян по ту сторону Иордана не осталось
никого, кому Наас, царь Аммонитский, не выколол бы
правый глаз. Но нашлись семь тысяч мужей, которые
скрылись от Аммонитян и пришли в Иавис Галаадский. Причиной исключения этого параграфа из версий 1 Са¬
муила было наличие двух фраз, одна из которых находит¬
ся непосредственно перед этим параграфом («Но он как бы
не замечал того», 10:27), а другая сразу же после него («Спу¬
стя около месяца», 11:1, отсутствующая в масоретском тек¬
сте, но имеющаяся в некоторых греческих копиях). В ев¬
рейском тексте обе фразы выглядят почти одинаково. По-
видимому, взгляд переписчика перескочил с конца первой
фразы к концу второй, и тем самым он пропустил параграф,
находящийся между ними. Можно предложить и другие
объяснения ситуации, но приведенное здесь кажется наи¬
более вероятным. Дополнительный материал создает кон¬
текст, облегчающий понимание предложения, которое На¬
ас сделал жителям Иависа в Галааде. о. Теории эволюции текстов Какой же вывод можно сделать на основании всех этих
новых текстуальных свидетельств из Кумрана? Как сле¬
дует оценивать их связь с другими древними версиями
Библии? В свете кумранских текстов эксперты сформу¬
лировали несколько теорий о том, как зародились различ¬
ные текстуальные традиции еврейской Библии. Я рассма¬
триваю здесь три. (1) Теория локальных текстов Следуя по стопам своего учителя Уильяма Фоксуэлла
Олбрайта (который определил древность свитков в 1948 г.),
Фрэнк Мур Кросс из Гарвардского университета выдви¬ 244