Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 4. Кумранские ессеи па, которую он называет «строителями стены»,* еще одно
обозначение фарисеев, совершала различные правонару¬
шения, среди которых был блуд: «И каждый берет замуж
дочь своего брата или сестры, а Моисей сказал: К сестре
твоей матери не приближайся, она — плоть твоей матери
(Лев 18:13). И хотя закон о кровосмешении написан для
мужчин, он также относится к женщинам, И, значит, к до¬
чери брата, если она откроет наготу брата своего отца, ибо
она — плоть его» (5.7-11; р. 131). Свиток запрещает же¬
нитьбу на племяннице, но впоследствии раввины и, пред¬
положительно, их предшественники фарисеи ее разреши¬
ли. Таким образом, приписывая подобный взгляд группе,
названной «строителями стены», автор свитка показыва¬
ет, что он говорит о фарисеях. Если сравнить то, что говорится о фарисеях в свитках,
с тем, как преподносят их Евангелия, оба корпуса литера¬
туры настроены по отношению к ним очень критично, но
по разным причинам. В Евангелиях фарисеи — привержен¬
цы юридических деталей, ставящие свое традиционное по¬
нимание закона выше более важных вопросов религии;
в свитках их критикуют за неисполнение закона во всей его
строгости, за поиск легкого выхода из должного соблюде¬
ния закона. У фарисеев не было шансов на победу. Юридический подход фарисеев поднимает еще один
важный вопрос в изучении свитков. Вероятно, что тексты
упоминают саддукеев (хотя и не часто), называя их кодо- * Как видно из Дамасского документа (CD 4.19-20), это обозна¬
чение относится к иудеям, последовавшим за Человеком лжи,
которого мы ранее идентифицировали с Иудой Галилеянином.
Стене (евр. хаиц) в негативном ярлыке «строители стены» про¬
тивопоставляется «ограда» (евр. гадер), которую выстроила
вокруг закона дамасская группа (CD 4.12). Сравни с оградою
виноградника в притче Иисуса о хозяине виноградника и его
сыне (Мф 21:33). 8 Дж. Вандеркам 225