Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 4. Кумранские ессеи ской, имея в виду их учение (16:5-12). Иисус и фарисеи
полемизируют о законах супружества и развода (19:1-9).
Они пытаются поставить ему ловушку, спрашивая, позво¬
лительно ли платить налоги императору (22:15-22). Кон¬
фликт между Иисусом и фарисеями достигает апогея
в гл. 23, где он произносит длинный ряд филиппик про¬
тив книжников и фарисеев. Он начинает с обвинения их
в лицемерии: «На Моисеевом седалище сели книжники и
фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблю¬
дайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они го¬
ворят, и не делают» (23:2-3). Возможно, совокупность его
обвинений против них получает наиболее ясное выраже¬
ние в следующих строках: «Горе вам, книжники и фари¬
сеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина,
и оставляете важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие
надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оце¬
живающие комара, а верблюда поглощающие!» (23:23-
24). То есть показаны лидеры, которые уделяют внимание
второстепенным вещам и, поступая так, забывают о сути
религии, проповедуемой ими. Иосиф Флавий пояснил, почему фарисеи считались
точными толкователями законов. Они не соглашались
с саддукеями по ряду вопросов, говорит он. Например, фа¬
рисеи, как это явствует из Евангелий, придерживались
традиции юридического толкования, которую они унасле¬
довали от своих предшественников и передали своим по¬
следователям. Эта традиция предлагала интерпретации и
объяснения закона Моисея, адаптируя его к меняющим¬
ся социальным и политическим условиям. Свитки дают ясное представление о том, что основ¬
ной стороной, с которой члены общины вели дискуссию,
были фарисеи того времени. Хотя такая трактовка ситу¬
ации будет слишком корректной. Фарисеи были их вра¬
гами, людьми, которые, на их взгляд, страшно заблужда¬
лись, причем то, как они рисуют фарисеев, может вы¬ 215