Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ ных людей). Новый Завет также говорит о фарисеях и сад¬
дукеях и даже упоминает зелотов, сообщая о них немного.
Об этих группах Иосиф повествует достаточно подробно
и позволяет нам получить представление о них, но наи¬
большей информацией он, по-видимому, располагал о ес-
сеях. Его самого (или его источник, или обоих) очень ин¬
тересовал их необычный образ жизни и то, как они забо¬
тились о членах своей группы. Фарисеев он изображает
как пользовавшихся влиянием среди народа и говорит,
что их считали наиболее искусными интерпретаторами
законов («слывут точнейшими толкователями закона»,
Война 2.162 или 2.8.14), а саддукеи апеллировали к более
зажиточным слоям населения. Эксперты задавались во¬
просом, насколько полно или точно Иосиф описал эти
группы и в какой степени он или его источники отредак¬
тировали их изображение, с тем чтобы оно было понятно
или, возможно, притягательно для более широкой, неев¬
рейской аудитории. Свитки позволяют нам дополнить информацию, содер¬
жащуюся в подобных источниках, довольно неожиданны¬
ми элементами. Давайте начнем с фарисеев, группы, от¬
носительно хорошо известной многим, поскольку Иисус
вступает с ними в столкновение в Евангелиях, где они ред¬
ко предстают в позитивном свете. Например, у Матфея
фарисеи не только возражают, когда ученики Иисуса сры¬
вают колосья в субботу (12:1-8), но также противятся его
исцелениям в субботу, возможно на том основании, что
исцеление считалось работой, а все виды работы в седь¬
мой день были запрещены (12:9-14), хотя ни один иудей¬
ский источник того времени не определяет исцеление как
работу. Позже они обвиняют учеников Иисуса в том, что
они нарушают предание старцев, не умывая рук перед
едой, а он обвиняет фарисеев в нарушении заповедей Бо¬
жьих ради своего предания (15:1-9). Иисус предупрежда¬
ет своих учеников о закваске фарисейской и саддукей- 214