Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 4. Кумранские ессеи мазанников) из рода Давида и из священников, — которые,
вместе с воинством сынов света, примут участие в конечной
божественной победе над злом. Кумранская вера в двух мессий привлекла большое
внимание. Как уже упоминалось, копии Дамасского доку¬
мента были найдены в 1896 г. и изданы в 1910. Ученые, из¬
учавшие их, отметили, что в четырех пассажах (CD 12.23-
13.1; 14.18-19; 19.10-11; 19.33-20.1) употребляется фра¬
за «мессия Аарона и Израиля / мессия из Аарона и из
Израиля». Разумеется, у них возник вопрос о ее значении:
придет ли один мессия, представляющий весь Израиль,
или автор имел в виду двух мессий, одного от священни¬
ческого рода Аарона, а другого от остального Израиля?
Ответа дано не было ввиду двусмысленности свидетель¬
ства, хотя в одном пассаже подлежащему «мессия Ааро¬
на и Израиля» соответствовал глагол в единственном чис¬
ле. С учетом предыстории этих дебатов, большой ажио¬
таж вызвало обнаружение копии Устава общины из
пещеры 1, поскольку в ней употреблена та же самая фра¬
за, но с дополнительной буквой, в результате чего фраза
принимала вид: мессии Аарона и Израиля (9.11). Раздел,
частью которого является эта строка, отсутствует в спи¬
ске Устава из пещеры 4 (список е), но его отсутствие мог¬
ло быть вызвано оплошностью писца. Множественная
форма в 9.11 принесла первое недвусмысленное свиде¬
тельство, что обитатели Кумрана ожидали не одного, а двух
мессий.* Устав сообщества (который называет себя уста¬
вом последних дней) добавил новые данные. В нем изо¬
бражена трапеза, на которой присутствуют два персона¬
жа: священник (не названный в тексте мессией), который
руководит трапезой, произнося благословения, и мессия * Можно также предположить, что кумранская и дамасская груп¬
пы придерживались разных взглядов на то, сколько мессий
должно быть. 211