Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ тель и его ученики. Не очевидно, что кумраниты сочли
варварскую акцию Янная безусловно преступной. Ком¬
ментарий на Наума говорит об этом инциденте, не выно¬
ся приговора его деянию/ К этой дискуссии может иметь отношение текст 4Q448
(Апокрифический псалом и молитва). Он упоминает царя
Ионатана (= Янная) в одном месте наверняка и, возможно,
еще раз, и может содержать первую позитивную ссылку на
маккавейского/хасмонейского правителя в кумранских
текстах. В тексте говорится: «Святой город для царя Иона¬
тана и всего собрания Твоего народа Израиля» (2.1-4;
р. 332). Согласно другому прочтению, слово, переведенное
как «город», принимается за «восстань», а «святой» — за
отсылку к Богу: «Восстань, Святой...» Упоминание Янная
в позитивном свете не было немыслимо в Кумране, посколь¬
ку он расправился с 800 противниками ессеев. Однако оно
поднимает вопрос, почему, если Яннай вызывал у них со¬
чувствие, они продолжали вести свое изолированное суще¬
ствование. Ответ может быть таким: они оставались в сто¬
роне из-за своей веры в то, что живут в последние дни, и сво¬
его взгляда на чистоту и удаление от всякой нечистоты. Хотя у нас мало информации об обитателях Кумрана
в фазе I, мы можем с уверенностью говорить, что большое
количество манускриптов было переписано во время нее.
Некоторые копии Устава общины, Дамасский документ,
Храмовый свиток, свиток Гимнов, Песни субботней жерт¬ * Ранее в примечаниях (см. 2.С.1.а.2) высказывались сообра¬
жения, препятствующие отождествлению Яростного львенка
с Яннаем. Можно привести и другие. Комментатор предрекает,
что Яростный львенок «будет поражать своих великих и людей
своего совета» и что «голос его послов не будет более слышен
среди народов» (4Q169 1.5, 2.1; см. Тексты Кумрана, вып. 1,
с. 213-14). О подобных действиях Янная ничего не известно,
а вот Симон бар-Гиора «через вестников обещал рабам свободу,
а свободным - вознаграждение» (Война 4.9.3). 196