Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 4. Кумранские ессеи ции у иудеев был первосвященник, который происходил
из рода священника Садока, служившего Давиду. Эта се¬
мья утратила первосвященство вскоре после событий
160-х гг. до н. э. и никогда более его не получала. Селев-
кидские цари назначили несколько первосвященников по
соображениям, которые выглядят преимущественно по¬
литическими и финансовыми. Иосиф Флавий, который
наряду с авторами 1-й и 2-й книг Маккавеев, является од¬
ним из немногих источников информации о рассматри¬
ваемом периоде, утверждает, что между 159 и 152 г. до н.
э. в Иерусалиме не было первосвященника. В 152 г. Иона-
тан (Ионафан), один из братьев Хасмонеев, был назна¬
чен первосвященником другим селевкидским царем
(Александром Баласом), поскольку тот нуждался в во¬
енной поддержке Ионатана. Таким образом началось пер¬
восвященство Маккавеев или Хасмонеев. Оно продолжа¬
лось до 37 г. до н. э., то есть около 115 лет. Неопределенные условия вокруг первосвященства мог¬
ли иметь какое-то отношение к Учителю. Он был священ¬
ником (комментарий на Псалмы высказывается ясно на
этот счет), а его основной противник назван «Нечестивым
священником». Ученые давно предполагают, что этот эпи¬
тет является еврейским каламбуром, обыгрывающим ти¬
тул «первосвященник» (ха-кохен ха-рош = главный свя¬
щенник; ха-кохен ха-рагиа = нечестивый священник). Ес¬
ли это так, противник Учителя был не кем иным, как
иудейским первосвященником того времени. По-видимому, Учитель праведности и (нечестивый)
первосвященник поддерживали друг с другом какие-то
отношения. Комментарий на Псалмы упоминает Тору (За¬
кон), которую послал ему Учитель (этот титул восстанав¬
ливается в лакуне, имеющейся в манускрипте)/ * В действительности, восстанавливается только слово «Правед¬
ник» (ха-цадик). 187