Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ принес его из Кумрана в крепость, после того как римля¬
не разрушили ессейское поселение в Кумране. Подход Голба к свидетельству Плиния не убедителен. От¬
рывая его от Кумрана, он не может его объяснить. Должно
быть, Плиний описал другое место, говорит он. Но какое дру¬
гое место? Ничего не было обнаружено вдоль западного по¬
бережья Мертвого моря ни выше Эйн-Геди, ни севернее его.
Голбу также не удалось представить каких-либо географи¬
ческих свидетельств о группе, которую мог описывать Пли¬
ний. Кроме того, он неспособен дать убедительное объясне¬
ние кумранским строениям. Кумранское поселение почти
наверняка не было крепостью. Это научный вердикт почти
всех археологов, которые изучали этот вопрос; Кумран был
идентифицирован как крепость случайными посетителями
этих мест (см. гл. 1 В. 1 .Ь). Небезынтересно, что Игаэль Ядин,
офицер израильской армии и профессиональный археолог,
хорошо знавший кумранский комплекс, никогда не считал
его чем-то иным, кроме общинного центра, внутри которо¬
го имелся небольшой укрепленный участок. Если подвести итог, то теория Шиффмана не является
подлинным вызовом ессейской идентификации, а гипотеза
Голба неспособна адекватно объяснить согласующийся ха¬
рактер кумранского корпуса текстов, утверждение Плиния
или кумранские строения. Если назвать обитателей Кумра¬
на саддукеями, это может ввести в заблуждение, и нет адек¬
ватной причины отделять свитки от людей, живших на тер¬
ритории комплекса, или считать, что тексты являются сре¬
зом иудейского литературы того времени. Еще одна теория,
кажущаяся более надежной, постулирует, что люди, связан¬
ные с кумранскими свитками, не принадлежали ни к одной
из иудейских групп, описанных в древних источниках. Ше-
марьяху Талмон из Еврейского университета в Иерусалиме
доказывал, что эта община обновленного завета, как он на¬
зывает ее, была «своего рода социально-религиозным фено¬
меном иудаизма в период расцвета второго храма». Ее чле¬ 180