Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 3. Идентификация кумранской секты стерского университета первым высказал подобную гипо¬
тезу, а Норманн Голб из Чикагского университета предло¬
жил ее пересмотренную версию. Ренгсторф полагал, что
свитки «были библиотекой — или частью библиотеки —
храма в Иерусалиме, которая, ввиду серьезной опасности,
угрожавшей ей, была спрятана в пещерах Мертвого моря — и, возможно, где-то еще...» Библиотека, считал он, вклю¬
чала всю иудейскую литературу, даже неортодоксальные
сочинения. Согласно ему, кумранские строения были «от¬
даленным станционным пунктом храмовой администра¬
ции», куда служители храма отправили сокровища святи¬
лища — золото, серебро и библиотеку — во время восста¬
ния против Рима. Норман Голб, немного иным образом,
также связывает свитки с Иерусалимом. Он думает, что
кумранские строения были крепостью и что они не бы¬
ли непосредственно связаны с пещерами. Свитки, най¬
денные в пещерах, были оставлены там не обитателями
Кумрана, а людьми, которые бежали из Иерусалима с дра¬
гоценными манускриптами, с тем чтобы спрятать их от
приближавшихся римлян ориентировочно в период пер¬
вого иудейского восстания. Этот отдаленный район счи¬
тался подходящим для размещения ценностей, как пока¬
зали находки других манускриптов (см. информацию об
Оригене и Тимофее в гл. 1 А; в этой местности имеются и
другие археологические объекты). То, что копии Песней
субботней жертвы были найдены в Кумране и Масаде, по¬
казывает, что подобные произведения не были уникаль¬
ными для Кумрана, а циркулировали среди людей с раз¬
личными убеждениями. Большое количество кумранских
текстов делает весьма маловероятным их происхождение
от какой-то одной маленькой группы; Иерусалим — един¬
ственный интеллектуальный центр, из которого могли
происходить столь многочисленные тексты. Голб выделил то, что он считает рядом аномалий в ес-
сейской гипотезе (например, вопрос супружества/безбра¬ 177